… Раннее утро. Как всегда, я мысленно здороваюсь со своей школой, и ее стены словно вздыхают в ответ на мое приветствие. Что принесет сегодняшний день? Ежедневные будничные заботы, сезонные хлопоты (осень на дворе — начало учебного года!), ребячьи проделки (лишь бы безобидные!), учительский напряженный труд и, конечно же, самое главное, — радость от встречи с теми, с кем связывает общее дело, наша профессия. Через некоторое время школа оживет десятками звонких беспечных голосов детей, их смехом, беготней, звонком на урок. Коллеги начнут занятия, дети получат положенную порцию новых знаний, продолжается школьная жизнь. И так каждый день… Наблюдаю за старшеклассниками: степенные, немного важные от осознания своей взрослости (по сравнению с мельтешащей под ногами детворой), они искренне улыбаются своим учителям; девочки-подруги обнимаются, прихорашиваются перед зеркалом. За последние десять лет наш учительский коллектив помолодел, жизнь в школе благодаря энтузиазму молодых стала более творческой, оптимистичной, много смелых решений — на уроках, в конкурсах, в подготовке всевозможных школьных праздников и вечеров. Торопится "молодежь" (так называю молодых учителей), глаза искрятся, в движениях энергичность. … Застаю в учительской разговор о насущном: о нашей профессии. Что нынешний учитель не только урокодатель, а воспитатель. Однозначно все приходят к мнению: наши дети — "золото", "чудо", воспитанные в духе уважения к учителю. С этим и идут на урок… Я рада, что мой коллектив сохранил в себе престиж профессии, несмотря на то что в обществе, к сожалению, он давно идет на убыль. Почему? Причины, конечно, банальные, лежащие на поверхности, всеми и на разных уровнях оговоренные. В советское время школа воспринималась как явление однозначно незыблемое, авторитет учителя даже при его недостатках оставался непререкаемым. А сегодня? Какие проблемы волнуют современную школу, моих учителей? Конечно, самые разные: от констатации факта, что "дети теперь приходят в школу другие, нежели 5-10 лет назад", до осознания того, что надо меняться самим; возможно, даже в чем-то изменить старые педагогические представления и ориентиры. Трудновато становится работать и с родителями. Школа особенно остро чувствует на себе перемены в настроении общества, изменения в сознании людей. Никто из родителей не хочет видеть своих детей работающими в школе (а ведь раньше гордились этим!) Анкетирование среди старшеклассников выявляет их мнение: "Учительская профессия — трудная и не престижная, к тому же — низкооплачиваемая". При этом родители единодушно признаются, что хотели бы видеть для своего ребенка "доброго", "понимающего", "тактичного", "сильного" учителя. Мало кто задумывается, что работа учителя как, айсберг: огромная часть его деятельности как бы скрыта под водой, невидима. Не секрет, что за годы напряженного труда, помноженного на личные проблемы, учитель эмоционально "выгорает". Как защитить его, что делать, чтобы учитель с радостью шел на работу, эмоционально не выгорал? Опыт показывает, что один из главных принципов управления педагогическим коллективом, который ведет к сбережению здоровья учителя — это выявление успешности его творческого поиска, его решений; умение достойно оценить его вклад в дело обучения и воспитания. С полной уверенностью можно сказать, что сегодняшний день в развитии школьного образования — это переходный этап, и школа нуждается в квалифицированном специалисте-психологе, который будет работать с педагогическим коллективом не меньше, чем с детьми. Если учитель отвечает современным требованиям (высокий профессионализм, компетентность в области инновационных технологий, эрудиция, любовь к детям), он будет востребован, и такого учителя надо беречь. Общество и школа нуждаются в хорошем учителе. Сегодня необходимо учительской профессии вернуть то высокое значение, которое всегда вкладывалось в само понятие: "учитель". Завтрашний день школы вселяет надежду, так как все предпосылки для роста престижа учительской профессии сегодня есть. Школьные будни идут своим чередом. Приоритетным направлением в нашей школе стало развивающее обучение, т.е. формирование умения учиться, совершенствовать навыки, которые позволяют каждому ребенку достигать индивидуального прогресса в познавательном и эмоциональном планах, а главное — в плане здоровьесбережения и нравственного развития. Прошел первый педсовет, обсуждены методы работы, выбраны приоритетные методики. Одним словом, в обновленной школе определены перспективы и намечены пути их реализации. Мы вместе задумались над тем, как можно изменить урок, чтобы сделать его более эффективным. Учитель в век глобальной информатизации должен стать организатором деятельности учащихся на уроке потому, что развитие ребенка в большой степени зависит от того, как он работал на уроке. Очевидно, надо перейти от лекционного монолога, как минимум, к диалогу, а в лучшем случае построить урок как коллективную творческую работу. Значит, во-первых, нужно учеников "разговорить", пробудить в них интерес к открытому общению и высказыванию своих взглядов, поиску истин. Во-вторых, в процессе такого открытого общения способствовать внутренней работе ребенка по осмыслению своей позиции, самоанализу, сравнению и обобщению своих взглядов, уважению личностных особенностей и мировоззрения собеседников. То есть побудить учеников самостоятельно мыслить и формулировать свои мысли, а не только пассивно внимать тому, что скажет учитель. Наш школьный корабль взял курс на апробацию новыйх ФГОС в основной школе. Получены комплекты учебников, учителя прошли курсы повышения квалификации и готовы к выполнению своих прямых обязанностей. Я по-прежнему считаю, что краеугольным камнем в нашей школе должен быть ученик, которому желаю удач и побед в новом учебном году. Н.Тесленко. Директор СОШ № 2 им. А. Асеева и Ю. Голикова. |