Вряд ли кто узнает на этой фотографии хорошо знакомую многим выпускникам СОШ № 2 учительницу немецкого языка Лию Александровну Тагирову. Девочка была подростком, когда ее отец, кадровый офицер Советской Армии, вернулся с войны. На черно-белом снимке не видно, что ее стрижку украшает красная лента из атласа (капроновых бантов тогда еще не было). Одета она была в синюю матроску. Такой наряд ей был куплен к празднику, к 28-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции.
Папа заранее объявил, что возьмет с собой дочку на парад на Красной площади главного города СССР. Радость девочки была неописуемой. Вот короткий рассказ из ее воспоминаний.
— Я выросла в семье военного. Отец перед началом войны служил в Подмосковном военном округе. В семье нас было двое детей: я и брат Алик. До войны мы были счастливой семьей. У мамы 22 июня был день рождения. Когда было объявлено о начале войны, папины друзья все же поздравили маму, пожелали не знать горя. И на следующий день отец ушел на фронт.
Когда немцы подошли к Москве, семьи из военного городка эвакуировали в Йошкар-Олу. Туда же из Ленинграда был эвакуирован военный завод. Жилья совсем не было: нашу семью, как и других, разместили в землянке. Там помещались одна кровать и стол. Питались в столовой. Позже построили деревянные бараки. Мама работала на заводе, а я пошла в школу. В здании школы располагался военный госпиталь, поэтому дети занимались в квартирах жилых домов. Я помню, как мы, школьники, ежедневно ходили в госпиталь, чтобы помочь раненым бойцам написать письмо, книжки читали, воду подавали. Часто выступали с концертами перед ними.
9 Мая 1945 года рано утром по радио объявили о капитуляции Германии. Все жители города собрались в центре, где состоялся митинг. Этот Праздник Победы мы встречали со слезами: у моей бабушки было четыре сына, в живых остался только один — мой отец. В июле 1945 года отец вернулся в свой Московский военный округ. А 7 ноября 1945 года я была с ним на параде в Москве. Самое яркое впечатление — видела Калинина. Г. Шовгенова. |