Дети — любознательные исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена у них от природы. Да к тому же, они очень любят экспериментировать. Потому что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать творческую личность. Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятия, игра, прогулка, сон, умывание. ?
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей предметно-пространственной среды. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной, самостоятельной детской деятельности. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка. он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить — а значит, сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться. Работая воспитателем, я уделяю внимание созданию условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Моя задача — помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Экспериментирование — деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях. Китайская пословица гласит: "Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму". Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в нашем детсаде. Так, например, в группе оборудован центр песка и воды, где дети проводят свои эксперименты с сухим и мокрым песком, изучают его свойства.
В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребёнок стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. С помощью игровых персонажей я предлагала детям простейшие проблемные ситуации: утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде?
В ходе эксперимента дети высказывали свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирали способ решения познавательной задачи.
Ребята уже освоили действия по переливанию, пересыпанию различных веществ. Вместе проводим эксперименты по выяснению причин некоторых явлений, например: "Почему этот камешек нагрелся сильнее?". "Потому что он лежит на солнышке, а другой — в тени под ёлочкой. А ещё потому, что камень чёрного цвета, темный цвет притягивает к себе сильнее солнечные лучи".
"Почему на клумбе, на солнечной стороне цветов больше, а в тени расцвело всего лишь 2 цветочка?". "Потому, что все растения любят солнце".
Читая с детьми художественные произведения, например, сказку "Пузырь, соломинка и лапоть", разобрались, что героям быстрее всего перебраться через речку на плоту. А в сказке "Три поросёнка" домик Наф-Нафа остался цел, потому что был построен из кирпича, а два других из соломы и веток. Они разрушились от порывов ветра, а кирпичный дом оказался самым крепким, и в него не смог проникнуть злой волк.
В ходе исследовательской деятельности с детьми знакомлю их со свойствами предметов. Малыши узнают много интересного и о явлениях природы.
Например, наблюдая из окна за сильным дождём, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах.
После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный: холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый. Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют "грибной".
После дождя всегда обращала внимание детей на то, как ожили растения на клумбе, как легко дышится.
Работа по экспериментированию проводится с детьми не только в течение учебного года. В летний оздоровительный период возможностей для этого ещё больше.
На прошлой неделе в нашем дошкольном учреждении прошла Неделя экспериментирования. Вместе с воспитанниками наблюдали и закрепляли представления о предметах, явлениях, интересовались причинно-следственными связями, пытались самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Дети с удовольствием обследовали песок, закрепляя его свойства; плескались в воде, открывая её тайны; отправляли в плавание кораблики; ловили ветерок, плывя на корабле "Почемучек", пробовали делать пену, превращали воду в цветные льдинки, выдували разноцветные и разные по форме мыльные пузыри, которые переливались в лучиках летнего солнца.
Завершением Недели экспериментирования стало весёлое развлечение с "прилётом" Воздушного шарика и приходом Клоуна-весельчака, которые вместе с детками участвовали в конкурсах, предлагали свои задания, угощали детей разноцветными леденцами, а на прощание запустили в небо красивые шары, разлетающиеся в разные стороны от порывов ветра.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской одарённости.
Н. Заднипровская.
Воспитатель МБДОУ "Дюймовочка".
|