Под таким названием в Гиагинском краеведческом музее прошел круглый стол. К этому мероприятию сотрудниками библиотеки филиала № 11 была оформлена выставка "Одной судьбой — одной дорогой".
Многонациональным российским обществом всегда признавалась и признается необходимость развития и гармонизации межнациональных отношений, направленных на достижение сплоченности народов Российской Федерации с целью обеспечения единства страны, сохранения и приумножения её экономического и духовного потенциала.
— Русско-адыгейские связи имеют глубокие исторические корни. Современные отношения базируются на тех традициях, которые были заложены в прошлом. — Такими словами открыла мероприятие директор музея С. В. Олифир.
— На протяжении многих веков Северный Кавказ привлекает всех многоликостью ландшафта, его полиэтничностью, языковой пестротой, разнообразием обычаев. Северный Кавказ — уникальный регион, отличающийся интенсивностью развития межнациональных отношений. Здесь сформировалась исключительная модель мирного сосуществования народов. Издавна народы региона поддерживали между собой тесные экономические, политические и культурные связи. В течение многих столетий, живя по соседству и находясь в тесном общении, пройдя в своем культурно-историческом развитии большой и сложный путь, народы Северного Кавказа не могли быть замкнутыми, изолированными друг от друга, оказывая взаимовлияние, взаимообогащаясь различными культурными ценностями.
Создавалась почва и для формирования российско-кавказкой общности, вырабатывались правила человеческих взаимоотношений.
О том, как казачье командование уже в самом начале пограничной службы закладывало основы дружеских отношений с народами, проживавшими в нашем регионе, рассказал атаман Гиагинского районного казачьего общества Е. А. Хамин.
Что касается черкесов, то уже в изначальный период формировались основы для развития в будущем теснейших российско-кавказских связей во всех сферах жизни. И первой из этих сфер была экономическая (меновые дворы, базары, ярмарки).
Переселенцы сохраняли свои этнические стереотипы поведения. И это воспринималось уже проживавшим здесь населением. Одновременно с этим переселенцы заимствовали у последнего кухню, элементы костюма, а также способы ведения хозяйства - сроки посева и уборки хлеба, подбор семян. Способы ведения хозяйства, таким образом, приспосабливались и подбирались в соответствии с климатическими условиями и условиями, принятыми у местного населения. Это касалось садоводства, скотоводства, коневодства, выращивания пшеницы.
Тесные межэтнические контакты способствовали взаимному заимствованию методов ведения хозяйствования, приспособленного к местным условиям.
Одежда, как известно, играет не только утилитарную роль, но, прежде всего, подчеркивает этническую принадлежность, связанную с определенным стереотипом поведения. Ярким примером эволюции в одежде является замена одежды запорожцев за два-три поколения черкесской и кубанкой.
Многочисленные материалы свидетельствуют о том, что глубокое проникновение одной культуры в другую могло происходить в результате, как межэтнических браков, так и различных форм родства и дружественных отношений, которые позволяют воспринимать чужую культуру как свою.
Атаман Келермесского казачьего общества В. П. Затолокин рассказал о межнациональных отношениях в годы русско-турецкой войны, русско-японской, Первой мировой войны, о Георгиевских кавалерах среди адыгов и русских. А также о том, как люди независимо от национальности помогали друг другу во время голода в 30-е годы прошлого столетия.
Интересен был рассказ о первом Герое Советского Союза в Кубанском казачьем полку адыге Айдомире Ачмизове.
О традициях гостеприимства и куначества рассказала Роза Каплановна Кушхова. В мероприятии приняли также участие сотрудники библиотек Гиагинского района, жители станицы Гиагинской.
Г. Шовгенова. |