«Хорошо, когда утром хочется идти на работу, а вечером — домой» — так охарактеризовал счастье один турецкий поэт. Соглашусь, что работать с удовольствием - счастье. Но оно не соизмеримо со счастьем общения с человеком, ставшим спутником жизни. Супружество основано не только на любви, но и на терпении, умении уступать. Тамара Леонидовна и Григорий Яковлевич Кругликовы вместе уже 50 лет. Супруги из довоенного поколения. Их детство было полно тревог предвоенных лет. Великая Отечественная война заставила не одну семью оставить родные края и отправиться по стране в поисках безопасного для проживания места. Не миновала эта участь и семьи наших героев.
Семья Григория Яковлевича в поисках лучшей доли покинула небольшую деревеньку в Орловской области и обосновалась в Гиагинской. Тамара Леонидовна вместе с мамой и сестрой приехали в Гиагинскую к тете, да так и остались. Оказавшись в одной станице и даже поселившись по соседству, родители, сами того не подозревая, предрешили судьбы своих детей.
Тамара Леонидовна плохо помнит, когда впервые увидела Григория Яковлевича: мала еще была. А вот он признается: «Она мне понравилась сразу». Конечно, тогда речь не шла о внезапно вспыхнувшей страсти. Маленькая, щупленькая девчушка с кудрявыми черными волосами понравилась десятилетнему мальчику просто как подружка. Тогда, в детстве, Григорию не суждено было продолжить общаться с приглянувшейся девчонкой: после седьмого класса он поступил в Приморско-Ахтарскую мореходную школу. Это решало сразу несколько проблем. Во-первых, находясь на полном довольствии, он облегчал жизнь матери, которая воспитывала еще двоих детей. Во-вторых, позволяло получить довольно интересную профессию. Именно в эти годы и началась одиссея Григория Кругликова, вернувшегося домой через семь лет.
Окончив училище, молодой моряк был направлен на большой сейнер «Адмирал Литке» и был принят на работу в качестве механика-дизелиста. Не один год Григорий Яковлевич бороздил просторы Черного моря в составе опытного экипажа. Люди, которые проводят в море много месяцев подряд, знают, что оно далеко не так красиво и приветливо, как пишут поэты, знают, что многодневный шторм изнуряет даже самого сильного человека, знают, какой стойкости оно требует. Неизвестно как бы сложилась его судьба, если бы не служба в армии, где он мог продолжить карьеру моряка. Но не захотел. Не то чтобы испугался трудностей, просто не по душе ему были долгие отлучки из дома, слезы матерей, жен и детей, отправляющих в плаванье своих мужчин. Григорий Яковлевич обрадовался, когда в армии попал в другую стихию – авиацию. Летчиком он не стал, но получил бесценный опыт работы в батальоне связи. За три года службы побывал не только в разных городах Советского Союза, но и в Польше. Воспоминания о гостеприимных и радушных поляках до сих пор хранит его память.
В декабре 1957 года Григорий Яковлевич демобилизовался и вернулся в ставшую ему родной станицу Гиагинскую.
Когда пришел домой и увидел маму, читающую газету при свете керосиновой лампы, в нем смешались два чувства: необыкновенная нежность к матери и досада на убогость, в которой жили родные.
— Для меня было дикостью отсутствие электричества, — вспоминает пожилой человек. — К тому же наш дом начал разрушаться…
В общем, Григорий сразу для себя решил: «Останусь здесь. Потому что здесь я нужнее». Имея опыт работы механика, он без труда нашел работу в Гиагинском АТП, где и трудился до самой пенсии.
Пока Григорий Яковлевич постигал азы механики, бороздил моря, защищал отечество, в Гиагинской расцветала соседская девушка Тамара, успевшая окончить Майкопское медучилище и устроиться на работу в Гиагинскую ЦРБ.
Вторая судьбоносная встреча Григория и Тамары произошла в 1957 году. Возмужавший и окрепший Григорий не сразу узнал в стройной веселой девушке ту самую девчонку с озорными завитками черных волос, которая когда-то тронула его сердце. Только теперь они смотрели друг на друга глазами людей, готовых создать семью.
Через два года Григорий Яковлевич и Тамара Леонидовна поженились. И с тех пор не расстаются. Супруги воспитали двоих дочерей. Теперь радуются успехам внуков.
Семейная жизнь этой пары — долгий совместный путь через радости и горе. Путь, на котором главные проводники — взаимопонимание, взаимоуважение, нежность и забота. Забота, манящая каждый день с удовольствием возвращаться к семейному очагу.
О. Бурьянова. |