Спустя полгода после судьбоносного референдума в Крыму продолжается переходный период. О том, что изменилось в жизни полуострова и как крымчане воспринимают перемены, рассказала Евгения Тур, которая приезжала в Гиагинскую проведать друзей.
— По многим украинским каналам передавали, что у нас будет война, что в Крыму много ополченцев и всех их финансирует Россия. На самом деле были только знаменитые "вежливые люди". Конечно, тогда было страшно, все переживали. В моем городе Белогорске все было тихо и спокойно.
Продукты в магазинах все есть, так что слухи о голоде и пустых прилавках неверны. Правда, цены повысились. Но теперь больше следят за порядком, особенно за запретом на продажу сигарет и алкоголя детям.
Пенсию, зарплаты повысили и платят регулярно. Раньше, например, МЧС-ники получали две тысячи гривен, то есть восемь тысяч рублей, причем командировочные оплачивали сами.
Надеемся, что теперь начнут восстанавливать заводы, которые развалили при украинской власти: хлебозавод, который выпекал вкуснейший хлеб, молокозавод, огромный завод по производству тапочек. Сколько рабочих мест ликвидировали! Зато сейчас появилось много объявлений о работе, везде требуются люди. Причем работа не сезонная, а постоянная.
Более интересно, полноценно стали проходить праздники. Если раньше салют был только на День Победы, то теперь — на каждый праздник. Вроде бы, невеликое изменение в жизни, однако очень приятное.
С 2015 года мы начнем жить по российским законам. Сначала планировалось, что гривна будет в обороте до конца года, но фактически этой валюты уже нет, все пользуются рублями.
Отдыхающих в этом году в Крыму меньше, поскольку многие считали, что у нас идет война. Украинские каналы еще работают, но смотреть их невозможно — там постоянно рассказывают, что у нас творится просто тихий ужас.
В школы завезли новую компьютерную технику. В детских садах впервые не собирали с родителей денег на ремонт, его оплатило государство. В больницы прибыли новые машины скорой помощи, медикаменты.
Обмен паспортов на русские затянулся из-за очередей. Все спешили поскорее обменять украинский паспорт, даже инвалиды на колясках выстаивали в очередях в пункты обмена. Сами паспорта делали очень быстро. Работники ФМС сразу грамотно объясняли, какие документы нужны для обмена. Не было такого, чтобы людей гоняли за той или иной справкой из конторы в контору. Каждого принимали индивидуально.
По изменениям в законодательстве могу сказать, что в моей бухгалтерской деятельности их не так много. Зато теперь по российскому законодательству из зарплаты работника удерживается только подоходный налог. По украинскому же работник платил и налог, и пенсионные отчисления в размере 2%. А вот украинские компьютерные программы, которыми мы раньше пользовались, были удобнее.
Большой плюс получили крымские татары. Раньше им не выдавали государственные акты на дом или землю. То есть люди жили в неоформленном на них жилье, откуда их каждую минуту могли выкинуть на улицу. Конечно, не у всех так было, но у многих. Теперь документы им выдают без проблем.
В целом, мы всем довольны. Конечно, есть такие, которым что-то не нравится, но их мало. Живем спокойно, надеемся на лучшее.
А. Викторова. |