Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку — развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь имеет две формы: диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми), монологическую (речь одного человека). Каждая из них имеет свои особенности. Так, форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполные предложения, восклицания, междометия, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. — основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить. Отстаивать свое мнение. Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Она требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Умение связно говорить успешно развивается при целенаправленном руководстве взрослого путем систематического обучения. Начинать развивать связную речь ребенка лучше всего с пересказа. Учить малышей 3-4 лет связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: "Колобок", "Репка", "Теремок", "Курочка ряба". Ребенок рассказывает вместе со взрослыми, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляет отдельные слова: "Посадил дед …. Что? (репку)". Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения сказки "Курочка Ряба" можно предложить ребенку пересказать ее. Взрослый: "Жили- были дед да баба". Кто жили-были? (ответ ребенка.). "Была у них курочка Ряба". "Кто у них был?" После этого можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н. Калинкиной и др. При пересказе прозы надо следить, чтобы ответы ребенка были как можно ближе к художественному тексту. Поэтому вопросы должны помогать ребенку полнее использовать не только словарь, но и синтаксис текса. Если ребенок забыл текст, ему надо подсказать. Например, пересказывается сказка Л.Н. Толстого "Три медведя". Взрослый задает вопрос: "Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?", "Сколько комнат было в медвежьем домике?" Если ребенок затрудняется ответить на вопрос полностью, ему надо помочь наводящими вопросами. Например, если ребенок не может ответить на вопрос: "Как вели себя медведи, когда увидели, что кто-то трогал их еду?", можно спросить: "Скажи, каким голосом заревел Михайло Иванович". На занятиях с ребенком пятого года жизни можно использовать совместный пересказ. Помощь взрослого будет заключаться в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски. В этом возрасте понимание и осмысление прочитанных произведений приобретает особое значение. Но ребенку сложно еще самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и точно передать языковые средства. Поэтому его постепенно следует приучать к поисковым вопросам, т.е. помогающим рассуждать. Например, в беседе по сказке К.Д. Ушинского "Умей обождать" можно спросить: "Как курочка относилась к петушку, правильные ли советы она давала ему? Почему петушок не хотел обождать…". Внимание ребенка надо привлекать и к средствам выразительности языка: "Как лиса уговаривала петушка выглянуть в окошко? Какие слова она ему говорила?". Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки поведения, а затем формируется план в виде указаний. Например, к пересказу сказки "Заяц-хваста" можно дать такие указания: Скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо? Расскажи, как он встретился с другими зайцами и как стал хвастаться? Расскажи, как тетка ворона узнала про хвасту и зачем пошла его разыскивать. Что сделала ворона, когда заяц рассказал ей, как он хвастал? После пересказа этой сказки ребенку можно задать вопрос: "Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?". Большие по размеру художественные произведения пересказывать целиком не обязательно: для пересказа можно выделить только отдельные эпизоды, например, описание вещей или событий. Если ребенок затрудняется в пересказывании, ему можно по ходу задавать вопросы. Вопрос должен быть конкретным, не отвлекающим ребенка от передаваемого содержания текста. Одно из самых любимых занятий малышей — рассматривание игрушки. Этим следует воспользоваться, чтобы побудить ребенка к высказыванию, составлению описательных рассказов. Например: Посмотри, какие у кошки глаза? (Зеленые). А шерстка? (Мягкая, серая) Если ребенок затрудняется, взрослый начинает сам рассказывать: "Это кошка. Ее зовут Мурка. У кошки усатая мордочка, зеленые глаза, мягкая шерстка". А потом просите ребенка повторить рассказ. С ребенком полезно провести совместное составление описания, когда взрослый начинает предложение, а ребенок продолжает: "Это … (медвежонок). У медвежонка черные … (глазки). На голове у него надета … (шапочка)". При обучении описанию хорошо использовать загадки. Так взрослый сначала загадывает загадку, например: "С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком", а потом показывает ребенку соответствующую картинку. Более старшим детям можно предложить сравнить две игрушки (например, две куклы). Но прежде, чем сравнивать, ребенок должен внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем отличаются. Взрослый может использовать такой прием: скажи как я. У взрослого и ребенка одинаковые игрушки — мишки, но у взрослого большой коричневый, а у ребенка маленький черный. Взрослый говорит: "У меня большой коричневый мишка"; ребенок: "У меня мишка маленький, черный". Взрослый: "У моего медведя уши круглые, пушистые"; ребенок: "У моего медведя уши тоже круглые, пушистые". После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами: в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например: "Волк, семеро козлят и компьютер", "Мальчик-с-пальчик и паровоз",сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство: "Жили-были старик со старухой в наши дни", "Красная Шапочка на необитаемом острове", предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. А также: сочинить разговор сказочных персонажей по телефону, придумать сказку по опорным словам, например: ласточка, девочка, кот, рассказать историю от лица любимого героя или предмета, описать одно и то же событие с разных точек зрения (например, от лица веселого и грустного человека). Обучение рассказыванию влияет на все стороны речевого развития дошкольника, особенно на его речевую подготовку к школе. О. Воробьева. Логопед МБДОУ "Радуга". |