Понедельник, 23.09.2019
Дорогие земляки! Всегда рады видеть вас на нашем сайте! Давайте вместе делать нашу газету лучше. Пишите, делитесь впечатлениями, сообщайте интересные новости. Оставайтесь с нами!
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Новости загрузка новостей...
Главная » 2012 » Декабрь » 18 » Консультация логопеда. Развитие связной речи ребенка в семье. * 19.12.2012 г. № 99 (9927)
Консультация логопеда. Развитие связной речи ребенка в семье. * 19.12.2012 г. № 99 (9927)
09:36
 Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку — развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связная речь имеет две формы: диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми), монологическую (речь одного человека).
Каждая из них имеет свои особенности.
Так, форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполные предложения, восклицания, междометия, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. — основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить. Отстаивать свое мнение.
Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. Она требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Умение связно говорить успешно развивается при целенаправленном руководстве взрослого путем систематического обучения.
Начинать развивать связную речь ребенка лучше всего с пересказа.
Учить малышей 3-4 лет связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: "Колобок", "Репка", "Теремок", "Курочка ряба". Ребенок рассказывает вместе со взрослыми, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляет отдельные слова: "Посадил дед …. Что? (репку)". Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения сказки "Курочка Ряба" можно предложить ребенку пересказать ее. Взрослый: "Жили- были дед да баба". Кто жили-были? (ответ ребенка.). "Была у них курочка Ряба". "Кто у них был?"
После этого можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н. Калинкиной и др. При пересказе прозы надо следить, чтобы ответы ребенка были как можно ближе к художественному тексту. Поэтому вопросы должны помогать ребенку полнее использовать не только словарь, но и синтаксис текса. Если ребенок забыл текст, ему надо подсказать. Например, пересказывается сказка Л.Н. Толстого "Три медведя". Взрослый задает вопрос: "Где были медведи, когда Маша забрела в их домик?",  "Сколько комнат было в медвежьем домике?" Если ребенок затрудняется ответить на вопрос полностью, ему надо помочь наводящими вопросами. Например, если ребенок не может ответить на вопрос: "Как вели себя медведи, когда увидели, что кто-то трогал их еду?", можно спросить: "Скажи, каким голосом заревел Михайло Иванович".
На занятиях с ребенком пятого года жизни можно использовать совместный пересказ. Помощь взрослого будет заключаться в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски.
В этом возрасте понимание и осмысление прочитанных произведений приобретает особое значение. Но ребенку сложно еще самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и точно передать языковые средства. Поэтому его постепенно следует приучать к поисковым вопросам, т.е. помогающим рассуждать. Например, в беседе по сказке К.Д. Ушинского "Умей обождать" можно спросить: "Как курочка относилась к петушку, правильные ли советы она давала ему? Почему петушок не хотел обождать…".
Внимание ребенка надо привлекать и к средствам выразительности языка: "Как лиса уговаривала петушка выглянуть в окошко? Какие слова она ему говорила?".
Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки поведения, а затем формируется план в виде указаний. Например, к пересказу сказки "Заяц-хваста" можно дать такие указания:
Скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо? Расскажи, как он встретился с другими зайцами и как стал хвастаться?
Расскажи, как тетка ворона узнала про хвасту и зачем пошла его разыскивать. Что сделала ворона, когда заяц рассказал ей, как он хвастал?
После пересказа этой сказки ребенку можно задать вопрос: "Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?".
Большие по размеру художественные произведения   пересказывать  целиком не обязательно: для пересказа можно выделить только отдельные эпизоды, например, описание вещей или событий. Если ребенок затрудняется в пересказывании, ему можно по ходу задавать вопросы. Вопрос должен быть конкретным, не отвлекающим ребенка от передаваемого содержания текста.
Одно из самых любимых занятий малышей — рассматривание игрушки. Этим следует воспользоваться, чтобы побудить ребенка к высказыванию, составлению описательных рассказов. Например:
Посмотри, какие у кошки глаза? (Зеленые). А шерстка?  (Мягкая, серая)
Если ребенок затрудняется, взрослый начинает сам рассказывать: "Это кошка. Ее зовут Мурка. У кошки усатая мордочка, зеленые глаза, мягкая шерстка". А потом просите ребенка повторить рассказ.
С ребенком полезно провести совместное составление описания, когда взрослый начинает предложение, а ребенок продолжает: "Это … (медвежонок). У медвежонка черные … (глазки). На голове у него надета … (шапочка)".
При обучении описанию хорошо использовать загадки. Так взрослый сначала загадывает загадку, например: "С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком", а потом показывает ребенку соответствующую картинку.
Более старшим детям можно предложить сравнить  две игрушки (например, две куклы). Но прежде, чем сравнивать, ребенок должен внимательно рассмотреть  обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем отличаются. Взрослый может использовать такой прием: скажи как я. У взрослого и ребенка одинаковые игрушки — мишки, но у взрослого большой коричневый, а у ребенка маленький черный. Взрослый говорит: "У меня большой коричневый мишка"; ребенок: "У меня мишка маленький, черный". Взрослый: "У моего медведя уши круглые, пушистые"; ребенок: "У моего медведя уши тоже круглые, пушистые".
После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:  в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например: "Волк, семеро козлят и компьютер", "Мальчик-с-пальчик и паровоз",сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство: "Жили-были старик со старухой в наши дни", "Красная Шапочка на необитаемом острове", предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления.
А также: сочинить разговор сказочных персонажей по телефону, придумать сказку по опорным словам, например: ласточка, девочка, кот, рассказать историю от лица любимого героя или предмета, описать одно и то же событие с разных точек зрения (например, от лица веселого и грустного человека).
Обучение рассказыванию влияет на все стороны речевого развития дошкольника, особенно на его речевую подготовку к школе.
О. Воробьева.
 Логопед МБДОУ "Радуга".
Просмотров: 846 | Добавил: Sat | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 266
Советская Адыгея
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Новости загрузка новостей...
    Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный хостинг uCoz