Работая всю жизнь учителем изобразительного искусства и рассказывая детям о творчестве великих живописцев прошлого и современности, могу с уверенностью сказать, что такого мариниста больше, наверное, не будет никогда. На уроках изобразительного искусства и мировой художественной культуры я стараюсь найти интересные факты из жизни творческих людей, заинтересовать учеников не только их творчеством, но и подчеркнуть, что это люди эпохи, оставившие своё наследие потомкам.
Иван Константинович Айвазовский (Айвазян) (1817 г. — 1900 г.) всю свою насыщенную жизнь посвятил морю. В этом году исполняется 200 лет со дня рождения художника, творчество которого сыграло большую роль в развитии русской пейзажной живописи. Родился будущий художник возле моря, в Феодосии, в семье небогатого армянского купца. С раннего детства у мальчика проявились незаурядные способности к искусству рисования. В шестнадцатилетнем возрасте, в 1833 году, Иван поступил в Петербургскую академию художеств, в класс М. И. Воробьёва. Рисуя с детства морские пейзажи, он быстро достиг большого успеха и понял, что ему нравится изображать больше всего. Решающую роль в становлении творческой манеры художника сыграл приехавший в Петербург француз Ф. Таннер, который в начале 1836 года взял юношу к себе в помощники и обучил его приемам изображения воды. Первыми профессиональными картинами Айвазовского были "Облака над морем" (1935 г.) и "Большой рейд в Кронштадте" (1836 г.) Следующей работой стало живописное полотно "Штиль" (1937 г.), за которую молодой художник получил золотую медаль. Воодушевившись победой, он окунается в работу с большим энтузиазмом. Судьба благоволит живописцу — он знакомится с большими деятелями культуры К. Брюлловым, М. Глинкой, И. Крыловым, а затем и с А. С. Пушкиным. Творчество талантливых людей не могло не сказаться на работах Айвазовского. Художник восхищается талантом своих соплеменников, много общается с ними, советуется, прислушивается к их мнению. Он много раз пишет портрет Пушкина на пленэре и посвящает ему свои картины. Картина "Прощание Пушкина с морем" (1877 г.) была выполнена совместно с И. Е. Репиным. Романтическое восприятие природы художником, тесно переплетается с реалистической действительностью, что выдвигает Айвазовского в авангард мастеров складывающегося реалистического пейзажа России. Имея пытливый ум и завидную наблюдательность, он мог часами всматриваться в рябь волн, догорающий закат, поднимающуюся над водой дымку восхода. Во время Крымской войны, рискуя жизнью, художник посещает осажденный Севастополь, и пишет картины морских сражений, которые проникнуты патриотизмом и исторической правдивостью. Овеяны духом героизма и другие работы художника — "Девятый вал" (1850 г.), "Буря на Черном море" (1845 г.), "Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями (1892 г.) Будучи еще молодым человеком, он посещает многие страны Востока и Запада, откуда привозит множество этюдов, зарисовок, набросков, готовых работ. "Неаполитанская ночь", "Буря" (1840г.) и другие полотна делают Айвазовского художником с мировым именем. Несмотря на успех, признание, получение звания академика и живописца Главного морского штаба в Петербурге, на желание царской семьи сделать его своим придворным живописцем, он вернулся в Феодосию и работал там до конца дней своих. Художник принимал большое участие в жизни любимого города. С его помощью были построены здания картинной галереи, музея, художественная мастерская и даже… железная дорога.
Иван Константинович прожил 82 года. Вся жизнь художника один выдающийся факт, один большой пример служения искусству. Его картины есть почти во всех музеях нашей страны. Рассматривая их, ловишь себя на мысли, что какой-то неведомый источник подсвечивает картины изнутри, и понимаешь, что это непревзойденное мастерство маэстро приводит к такому эффекту.
Е. Пилипенко.
Учитель ИЗО и МХК СОШ № 6. |