24 января — страшная дата в истории казачества, да и всей России. Старожилы ст. Келермесской, с которыми я общаюсь, собирая материалы для станичного музея, порою вспоминают подробности, шокирующие своей жестокостью. Историю, о которой пойдет речь ниже, услышал от местных жителей: Г. М. Стерликовой, А. Ф. Молчановой, М. И. Абеленцевой и своей матери.
1920 год. На Северном Кавказе установилась Советская власть. В Келермесской стоит воинская часть, солдаты которой живут по частным квартирам у местных жителей — это, в основном, казаки. Они уже потрясены расправой над 120 казаками, свершившейся в ночь с 10 на 11 сентября и, выполняя приказ руководства от Советской власти, по очереди дежурят в сельсовете.
В один из вечеров на дежурство отправился казак Драганов. Ни он, ни другие казаки не знали, да и не могли знать, что согласно циркулярному письму ЦК об отношении к казакам, принятому оргбюро ЦК РКПБ (б) 24 января 1919 года объявлена "беспощадная борьба со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления”. "Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо: провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам вообще, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью…", — гласит документ. Потому, утром дочери казака Драганова Полине, сообщили, что отца и еще 20 казаков увел на казнь конвой. Причиной казни стало то, что они когда-то служили у Врангеля. Казаки были амнистированы, но это не спасло их от расправы.
Пресловутую запятую в решающем судьбу предложении активисты от Советской власти, нарушая не только правила пунктуации, но и морали, поставили по-своему: "Казнить, нельзя помиловать". Казнили казаков в западной стороне станицы на выезде из Келермесской в сторону Гончарки. Полина прибежала на место казни. Там уже были местные жители, искавшие среди изуродованных тел своих родных. На месте казни было кровавое месиво. Повсюду валялись изуродованные тела, пальцы и кисти рук, уши, подбородки, клочья волос с кожей… Как выяснилось позже, это конница училась рубить шашками на живых мишенях. Тела казненных родственникам не отдали, а закопали в балке в общей траншее. Свидетелям злодеяния под страхом смертной казни запретили говорить об этом.
Говорят, время лечит. Возможно, это так. Но злодеяния, совершенные в отношении казаков не забываются. Они всплывают в памяти потомков и заставляют снова и снова вписывать в историю казачества новые кровавые страницы. Все дальше от нас трагические эпизоды противостояния приверженцев разных политических течений, но из уроков, преподанных самой жизнью, мы должны делать выводы и не повторять ошибок.
В. Затолокин. Заместитель атамана Гиагинского РКО ККВ по связям со СМИ. |