Профильное обучение в СОШ 4 — одно из приоритетных направлений программы развития школы с 2006 по 2012 годы. Разработчики программы дали ей очень красноречивое и символич-ное название — "Новая школа". Ее цель — создание образовательной и воспитательной среды для формирования социально-адаптированной личности с активной гражданской позицией. При формулировке цели был намечен некий ориентир: педагоги хотят видеть в своих учениках активных членов общества, способных влиять на общественные процессы. После долгих раздумий, колоссальной работы по определению интересов и предпочтений учеников и родителей, руководство школы пришло к выводу, что необходимо дифференцированное обучение, которое могло бы удовлетворить требования новых образовательных стандартов. Тогда, 5 лет назад, и "родилась" в четвертой школе программа "Новая школа", предвосхитив президентскую инициативу под созвучным названием "Наша новая школа", появившуюся в 2009 году.
— В начале пути нам не удалось создать даже одного профильного класса, — призналась заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе И. И. Неговелова. — Сработали стереотипы: дети не хотели расставаться с одноклассниками и классным руководителем. Но мы медленно, но уверенно продолжали идти к своей цели и, в конце концов, убедили учеников в полезности и эффективности такого обучения. Я убеждена, что профильное обучение — будущее школы.
Профильное обучение действительно является одним из приоритетных направлений современного образования, готовящего будущего российского гражданина. СОШ 4 идет в ногу с современными тенденциями обновления системы образования. На сегодняшний день в школе успешно осваиваются два профиля: социально-гуманитарный и физико-математический.
По словам учеников 10 "а” класса, с которыми я недавно пообщалась, профильное обучение помогло учителям и ученикам достичь гармонии: сегодня и те, и другие на уроки ходят с удовольствием. Нельзя сказать, что раньше в этой школе было иначе, но профильное обучение позволяет ребятам изучать в большем объеме предметы, которые понадобятся им в будущем, при получении профессионального образования. Результаты такого подхода к обучению не заставили себя долго ждать.
Ученики 10 "а” класса, которые обучаются по программе социально-гуманитарного профиля, уже неоднократно подтверждали эффективность такого подхода к обучению, становясь призерами и победителями олимпиад и конкурсов разных уровней. Причем в копилке наград — победы не только в олимпиадах по гуманитарным предметам. Вообще, 10 "а” класс коллектив уникальный. Не только потому, что четверо из двенадцати учеников претендуют на медаль, но и потому, что каждый ученик здесь натура одаренная и творческая. Ульяна Канатова и Татьяна Буклей — именитые ушуистки, Нелли Мелян – знаток английского языка, Екатерина Казьбанова — постоянная участница всевозможных олимпиад и конкурсов, Вероника Шепелева поёт и танцует, Анастасия Кондратова, Надежда Меснянкина, Олеся Шелихова обладают организаторскими способностями и актерскими данными, мальчишки: Михаил Моисеев, Роман Рошевец, Артем Саприн, Владислав Суршков — надежные помощники девчонок.
Интересы десятиклассников не ограничиваются познанием общественных наук. ребята с удовольствием и знанием дела берутся за организацию праздников для младших школьников, готовят общешкольные мероприятия. Недавно, по просьбе учеников и учителей, актерский состав этого класса повторил мюзикл, премьера которого прошла перед новогодними праздниками. В постановке были задействованы и опытные "актеры” — учителя, что говорит не только о талантливости самих педагогов, но и их демократичности, желании соединить мудрость старших поколений с энергией и целеустремленностью молодежи.
В борьбе с курением все средства хороши
И некоторые результаты уже есть. Объявив свой класс "Классом без вредных привычек”, ребята активно включились в борьбу с разного рода зависимостью. Начали с антитабачной кампании в собственной школе. Причем применили весьма необычный психологический подход: пошли, что называется, от противного. Они предложили и ученикам, и педагогам записаться в списки НЕКУРЯЩИХ.
— У нас нет цели принародно линчевать курильщиков. Наша цель — рассказать о последствиях курения вообще и для растущего организма в частности. Уверена, что метод, выбранный нами, окажет должное психологическое воздействие. Ведь, вписывая или не вписывая своё имя в этот список, человек, по крайней мере, задумывается над проблемой, — пояснила классный руководитель 10 "а” класса и идейный вдохновитель акции Манана Трифоновна Ростовцева.
Списки некурящих размещены на стенде "Мы не курим” в фойе первого этажа школы. Судя по длиннющим спискам, курят в СОШ № 4 единицы. Однако наблюдения педагогов и самих организаторов акции заставляют усомниться в искренности респондентов. Поэтому активисты из 10 "а” не собираются останавливаться.
Следующим шагом к вызволению пленников табачного дыма стала акция "Пополни фонд здоровья”. Некурящим прохожим на улице ребята предлагали записаться в список , а курильщикам пополнить фонд здоровья: бросить сигарету в "полторашку”. Менее чем за час бутылка была наполнена наполовину. И это при том, что акция проводилась не в самом многолюдном месте станицы.
Зная о том, что сигареты запрещено продавать подросткам, десятиклассники провели эксперимент: попытались купить сигареты в нескольких магазинах станицы. В одной из трех торговых точек сигареты девушкам все же продали, причем продавец поинтересовалась: "Что это вы, девушка, курите такие дешевые сигареты?”. Разъяснив продавцу цель визита, ребята сделали ей замечание и вручили информационную листовку. Хочется верить, что эта акция станет уроком не только для этого продавца, но для ее коллег в других магазинах.
"Обменяй сигарету на конфету” — так называлась акция, которую десятиклассники провели в выходной день на центральном рынке ст. Гиагинской. С конфетами пришлось расстаться быстро, так как в контейнер для сбора сигарет летели целые пачки — на удивление, многие курильщики оказались сладкоежками. В целом акцию можно считать успешной, ведь чья-то жизнь была продлена, пусть хотя бы на 5-10 минут. Остальное же в руках самого человека.
Ребята собираются продолжить пропаганду здорового образа жизни и борьбу с вредными привычками. В "арсенале” школьников ещё много способов и средств, которые если и не заставят курильщиков со стажем отказаться от сигареты, то уж точно предостерегут подростков от табачной зависимости. О. Бурьянова. |