Хотим рассказать об одном простом солдате, который с первых дней войны и почти до самой Победы сражался за свободу и независимость нашей страны. Имя этого солдата Андрей Константинович Пономаренко. По скудной информации, нам, нашей семье, детям, внукам и правнукам удалось собрать небольшой материал из боевой жизни Андрея Константиновича. Жил он со своей семьей на хуторе Шишкинском. В июне 1941 года Гиагинским РВК был призван в ряды защитников Родины. Свой боевой путь он прошел в составе 63 инженерно-саперного батальона рядовым красноармейцем. Этот батальон на своем боевом знамени гордо носил орден Александра Невского.
Еще до войны А. К. Пономаренко был известен во всех близлежащих хуторах и станицах, как высокопрофессиональный сапожник, услугами которого пользовались многие. Вот именно эта специальность и помогла ему получить медаль "За боевые заслуги". В центральном архиве Великой Отечественной войны хранится его наградной лист от 10 апреля 1943 года, где говорится:
"При выполнении батальоном боевых заданий — постройкой мостов через р. Волга, Дон, Тузлов, тов. Пономаренко работал сапожником. В это время после длинного перехода у личного состава батальона обувь в большинстве была разбитая и рваная. Но тов. Пономаренко своим честным трудом, работая круглые сутки, вывел батальон из затруднительного положения. Обувь своевременно была отремонтирована, тем самым обеспечивая выполнения задания, а также сохранил здоровье бойцов. За отличное выполнение задания по ремонту обуви, чем содействовал в досрочном выполнении боевых заданий, красноармеец Пономаренко представляется к правительственной награде медали "За боевые заслуги". Командир 3-й роты, ст. лейтенант Звягин. Командир 63 ИСБ, капитан Бартош".
С медалью на груди сапер Пономаренко продолжал гнать фашистов из нашей страны. Но не дожил солдат до Победы. Из донесения начальника штаба 63 отдельной инженерно-саперной Севастопольской Краснознаменной бригады, которое хранится в архиве ЦАМО, мы узнали прискорбные строки, что красноармеец Андрей Константинович Пономаренко убит 27 февраля 1945 года и похоронен на красноармейском кладбище с. Каверн в Восточной Пруссии.
По некоторым источникам нам удалось выяснить, что же происходило на фронте в последние дни жизни красноармейца Пономаренко в составе 63-й инженерно-саперной бригады.
В начале февраля 1945 года войскам 3-го Белорусского фронта предстояло сосредоточить усилия на разгроме 4-й армии вермахта, действовавшей южнее, юго-западнее г. Кёнигсберга (ныне г. Калининград) с опорой на Хейльсбергский укрепленный район (хейльсбергская группировка). Эта группировка имела в своем составе 23 дивизии, в том числе, танковую и 3 моторизованные, 2 отдельные группы и бригаду, а также большое количество специальных войск и батальонов фольксштурма.
В составе 3-го Белорусского фронта оставались 5-я, 28-я, 31-я и 2-я гвардейская армии, 1-я воздушная армия, 2-й гвардейский танковый корпус, а также переданные из 2-го Белорусского фронта 50-я, 3-я и 48-я общевойсковые и 5-я гвардейская танковая армии. Всего во фронте насчитывалось 63 дивизии. По числу дивизий войска фронта превосходили противника в 2,7 раза, а по количеству людей — не более чем в 1,5 раза.
Хейльсбергский укрепленный район имел 911 железобетонных огневых точек и множество дерево - земляных оборонительных сооружений, а также противотанковых и противопехотных препятствий. Немецкое командование надеялось упорной обороной занимаемых рубежей как можно дольше сковывать крупные силы Советской Армии, и не допустить переброски их на берлинское направление.
Командующий 3-м Белорусским фронтом генерал И. Д. Черняховский решил в первую очередь ликвидировать войска вермахта, оборонявшие выступ в районе г. Прейсиш-Эйлау (Pr. Eylau, г. Багратионовск), затем развить наступление на г. Хайлигенбайль (Heiligenbeil, г. Мамоново), то есть, расчленить хейльсбергскую группировку на части и порознь уничтожить их.
Общее наступление, начавшееся 10 февраля на главном направлении, несмотря на интенсивную огневую поддержку артиллерии, развивалось медленно. Наибольшего успеха добилась 28-я армия генерала А.А. Лучинского, которая обходным маневром с севера и юга при содействии правофланговых частей 2-й гвардейской армии 10 февраля 1945 года овладела крупным опорным пунктом и важным узлом дорог Прейсиш-Эйлау. Подступы к нему и сам город были превращены в мощные оборонительные узлы, выставлены минные заграждения, почти каждое здание было огневой точкой. За город велись тяжелые бои. Вот здесь, в этом городе, 27 февраля 1945 года рядовой боец Пономаренко в бою был убит. Сейчас этот город называется Багратионовск Калининградской области. На мемориальном воинском кладбище Багратионовска покоятся 3620 советских воинов, в том числе, в граните увековечено имя нашего дедушки и прадедушки Андрея Константиновича Пономаренко.
Хочется еще привести официальную сводку за 28 февраля 1945 года, в которой говорилось, что взятый в плен в Восточной Пруссии командир 1092-го полка 547-й немецкой пехотной дивизии, подполковник Франц Беллер рассказал: "Десятидневные непрерывные бои обескровили мой полк. За это время мы потеряли убитыми и ранеными свыше 600 солдат и 20 офицеров. После того, как солдаты узнали, что Восточная Пруссия полностью отрезана, они потеряли всякую веру в свои силы. С каждым днём увеличивается количество "отставших" солдат. Многие из них, стремясь увильнуть от участия в бою, умышленно отстают от своего подразделения и шатаются в тылу. Боеспособность немецких солдат невиданно пала. У офицеров также очень подавленное состояние. Они потеряли всякую надежду на какой-либо выход из тупика".
В этом есть и заслуга красноармейца А. К. Пономаренко, ценой своей жизни приблизившего Победу над фашизмом. Вечная ему память!
… В центре станицы Гиагинской возвышается обелиск землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, только нам родным и близким жаль, что имени Андрея Константиновича Пономаренко там нет. А как хочется, приезжая в Адыгею в гости к нашей маме, поклониться его памяти.
Владимир и Валентина Атисковы.
Санкт-Петербург. |