Анатолий Сергеевич Кравцов знает о войне не понаслышке. Он родился в Ростовской области. После окончания 6 классов отправился на работу, вместе с другими парнями обучая молодых лошадей ходить под седлом. А в 1943 году попал на фронт: 2 мая построили, познакомили с лейтенантом и скомандовали: "Шагом марш". Новобранец стал пулеметчиком в 46 запасном полку, а после его расформирования — в инженерно-противохимическом полку. Было это уже после Победы, которую фронтовик встретил в Украине.
— Однажды меня в Харькове отправили в один дом, где жильцы учуяли запах газа из-под земли. Взял пробу, оказалось — удушающий газ. Всех жильцов отправили на улицу, а я взял лопату и начал копать. Нашел баллон, из которого шел газ. Закрутил, выкопал. Попробовал щупом — выкопал второй. Кто их там закапывал — кто знает? Может, немцы… Погрузили баллоны на машину, вывезли за город и взорвали. Потом я вернулся, прошел по дому — газа нет. Тогда и жильцам разрешили заходить.
Вскоре после окончания войны его отправили в Карпаты, в западную Украину. Шел 1945 год, и там продолжалась непримиримая борьба с украинскими националистами-бандеровцами.
— Я охранял спиртзавод. Каждую ночь в любую погоду идешь с пулеметом на тыльную сторону, а чуть сереет — уходишь, чтоб бандеры не заметили. Обстановка напряженная была, ходили только с оружием, иначе никак. На улицах не было ни детей, ни женщин. Идешь по селу — только собаки лают. Листовки раскидывали, где написано: "Убирайтесь, Советы, в колхоз не пойду". Я хотел одну взять, ребятам своим показать, да отсоветовали — подсудное ж дело… Перед выборами в Верховный Совет СССР везде плакаты с портретами развешаны были, так они глаза на портретах спичками протыкали. И говорили, не стесняясь: при немцах нормально жилось, при Советах плохо.
Был такой случай, что принесли хорошее бревно для топки — спиртзавод тогда на дровах работал. А оно не лезет — большое. Кочегары его топором хватили, чтоб разрубить, оно распалось на две половины, а там фугас. Или другой случай — шел договориться с председателем, чтобы дрова привезли, заметил копанку. Покричал, потопал — никого. Кинул гранату, смотрю — пулемет стоит ручной, приклад только взрывом оторвало. Попробовал — нормально стреляет, полный диск патронов. И кобура лежит пустая, видимо пистолет бандеровец с собой забрал.
Из Западной Украины Анатолий Сергеевич отправился на Дальний Восток в Ванино, сапером-подрывником. Принимал к погрузке взрывчатку, которую пароходами отправляли на Дальний Север. Демобилизовался в 1950 году, приехал на жительство в Адыгею. Устроился в Майкопе на пилораму. затем научился плотничать и переехал в село Сергиевское, где и проработал в колхозе плотником до самой пенсии.
А. Викторова. |