 Николаю Федоровичу Шунаеву в год, когда началась Великая Отечественная война, было 17 лет. —Мама со слезами на глазах пришла с работы, — вспоминает ветеран, — и сказала: «По радио объявили войну».
А мы, подростки, рассмеялись, не поверили, что такое может быть. И убедились в этом, когда по радио услышали, как диктор Левитан сообщил, что война с Германией действительно началась. Я с мамой жил тогда в Челябинской области. Перешли мы, как и весь Советский Союз, на военное положение. Хоть и далеко шли бои от нас, но на фронт ушли все, кому было положено. Дети, женщины да старики остались…
Суровое испытание выпало на долю всего советского народа. Мирное население было переведено на карточную систему. И вот с Николаем произошла оказия — карточки на хлеб-соль он то ли потерял, то ли их у него украли.
— Три дня ходил голодный, — рассказывает Николай Федорович, — матери боялся признаться, провиант-то в магазине отпускали только по карточкам. Пошел на завод к мастеру, с первых дней войны я в столяры подался, объяснил ему, что со мной приключилось. А он пожал плечами, мол, ничем помочь не может, у самого семья большая. «Иди, — сказал он мне, — в военкомат, может там чем помогут». Ну я и поехал в Челябинск, нашел военкомат, переступил порог, и не знаю, как у меня вылетела фраза: «Берите меня в армию». Посмотрели на меня, документы проверили, ага, думаю, подхожу для фронта. Офицер, уставший, видимо, от бессонья сказал: «Жди вечера»...
В каком-то городишке Свердловской области, не помню уж, в каком, месяца два нас обучали военному делу. С этой стрелковой воинской частью, которая и была сформирована на Урале, я прошел до самого Берлина. Сразу нас отправили в Украину, там, в первом бою и получил «крещение».
Ордена и медали, которыми награжден Николай Федорович Шунаев, красноречиво говорят о его славном боевом пути. А весть о Великой Победе он встретил в военном госпитале. Два дня не довоевал до нее. В Берлине под рейхстагом получил серьезное ранение. Осколок от снаряда до сих пор носит в себе. Тогда военные врачи не взялись удалить его. А потом, после войны, Николай Федорович и сам не обращался за хирургической помощью. Живет ветеран, инвалид войны в п. Гончарка. В мирное время работал путейцем на железнодорожном разъезде. Окружают его своей заботой жена, дети, внуки.
— Власти не забывают, — говорит Николай Федорович, — поздравляют с праздниками, с Победой. Спасибо им. Да и вам, Николай Федорович, спасибо, низкий поклон. Здоровья крепкого еще на годы.
Г. ШОВГЕНОВА.
|