Пятница, 19.04.2024
Дорогие земляки! Всегда рады видеть вас на нашем сайте! Давайте вместе делать нашу газету лучше. Пишите, делитесь впечатлениями, сообщайте интересные новости. Оставайтесь с нами!
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Новости загрузка новостей...
Главная » 2012 » Декабрь » 24 » К 150-летию станицы Келермесской. "Перестаньте рыдать надо мной, журавли...". * 22.12.2012 г. № 100 (9928)
К 150-летию станицы Келермесской. "Перестаньте рыдать надо мной, журавли...". * 22.12.2012 г. № 100 (9928)
16:11
В августе нынешнего года в Келермесский музей из Новороссийска приехал Вячеслав Анатольевич Губарь. Он потомок казаков Криковцовых. Были такие среди первопоселенцев. Его мама — внучка священника старообрядческой церкви станицы Келермесской Иосифа (в миру — Исидора Георгиевича Криковцова — 1845-1920 годы жизни). Служил Иосиф в храме в 1912-1920 годах. Расстрелян красными вместе с 120 казаками в сентябре 1920 года в Келермесской, в память о которых на краю нашей станицы установлен памятник.
Вячеслав Губарь привез в музей краткую историю рода казаков Криковцовых и фотографии. Сейчас в нашей станице под фамилией Криковцовых никто не живет. А до революции 1917 года проживало 16 семей казаков-старообрядцев Криковцовых. Из-за революции, гражданской войны, голодовки 1920 года и 1932-1933 годов, раскулачивания 1930 года кто-то добровольно, а кто-то по принуждению властей покидали обжившиеся дома. Криковцовы находили приют далеко за пределами Кубани. На родину никто из них не вернулся. Вячеслав Губарь передал в наш музей материалы об одном из одиннадцати детей священника Иосифа — Ефиме Исидоровиче Криковцове.
Родился он примерно в 1875 году, а умер в 1953. За выдающуюся храбрость в военных действиях в Закавказье и яркую внешность Ефим  Исидорович Криковцов  в двадцатипятилетнем возрасте попал в личную гвардию  Российского  Императора Николая  Второго. Но вскоре был замечен в сочувствии московским  волнениям 1905 года. И его уволили из армии. Офицерского звания лишить не могли. Ведь за  восемь лет участия в воинских походах он имел три  ордена Святого Георгия и еще несколько боевых наград.
Для справки. Еще 9 декабря 1769 года российская императрица Екатерина Вторая специальным постановлением учредила орден Святого Георгия Победоносца. Заслуживали этот орден воины, отличившиеся отвагой и доблестью в бою. Этот орден во времена империи имел статус самой высшей награды. В наше время этот статус ордену возвращен в 2000 году.
Умница, бесконечный трудяга Ефим Криковцов по возвращении в станицу Келермесскую, стал лучшим хлебопашцем. Казалось,  навек осел на родной  земле. 
Но в начале 1920 года Ефим  Исидорович бросил нажитое и примкнул к  армии генерала Деникина. В ее рядах  в марте  того же года из Новороссийска  навечно покинул Родину. Мог ли он принять революцию?  Однозначно ответить на этот вопрос сейчас нельзя. Ведь за годы службы при царском дворе Ефим Криковцов   неплохо разобрался  в  политических движениях, с чем-то примирился, чего-то не мог принять ни душой, ни сердцем. Поэтому эмигрировал за границу.
К 1935 году  Ефим  Исидорович Криковцов обосновался в Париже. Косвенные архивные данные говорят, что  ни  к  каким  белоэмигрантским политическим движениям, мечтавшим о военном походе на Москву, он не примкнул. Но активно работал  в культурном центре  донского и  кубанского казачества, помогал   потерявшим надежду  соратникам и соотечественникам вернуться к нормальной жизни.           
С именем  Ефима Исидоровича  Криковцова  связана история, с годами становящаяся   преданием этого рода. 
В тридцатых годах, спасаясь от голода, несколько семей Криковцовых переселились ближе  к югу, в город Грозный. В 1951 году появился посланник от Ефима. Незнакомец  разыскал  Матрену Исидоровну Зеленскую, в девичестве Криковцову, младшую сестру Ефима. И вручил  безадресную записку,   написанную  знаковым  его почерком  и им же подписанную.   В записке, после двух строк приветствий, все тем же почерком было написано стихотворение без заглавия:       
   Здесь под небом чужим, я как гость нежеланный,
   Слышу крик журавлей,  улетающих вдаль.
   Сердце бьется сильней, видя  птиц караван -
   В дорогие края провожаю их я.
   Вот уж близко они, их все громче рыданья,
   Словно скорбные вести они принесли.
   Из какого  же вы неприветного края
   Прилетели сюда на ночлег, журавли?
   Ветер, сумрак, туман, слякоть, дождь, непогода,
   Вид усталых людей, вид угрюмой земли ...
   О!  Как  сердце болит, как  мне хочется плакать,
   Перестаньте рыдать надо мной, журавли!
   Пролетают они мимо скорбных распятий,
   Мимо  старых  церквей и больших городов,
   А прибудут они, их там встретят  в объятья
   Молодая весна и Россия моя!
Сохранились воспоминания Матрены Исидоровны, в которых она  говорила, что после встречи с незнакомцем, передавшем записку от Ефима, ее не раз вызывали в НКВД. Расспрашивали обо всем, изучали и отобрали на пару недель записку, но вернули с пожеланием сберечь ее для внуков. Значит, и  им было не чуждо сочувствие к потерявшим Родину. Теперь эта записка и другие материалы о Криковцовых,  хранятся в нашем в музее.
Кто автор  пронизывающих душу строк стихотворения, достоверно неизвестно поныне. В 2011 году по ТВ  в концерте, посвященном музыкальной культуре прошлого столетия, прозвучал романс с  основными тремя четверостишьями из этого стихотворения.  И тоже прозвучала фраза: "Автор, к сожалению, неизвестен". Но для рода Криковцовых  оно звучит как духовное завещание Ефима Исидоровича Криковцова. 
Через два года  после  того, как приходил незнакомец с запиской, Матрену Исидоровну Зеленскую (Криковцову) в последний раз пригласили в госбезопасность и  дали прочитать  открытку, пришедшую на ее имя  из Франции. В ней  общество казаков  Парижа   извещало родственников,  что  георгиевский кавалер, подполковник Криковцов Ефим Исидорович  скончался в июле 1953 года и похоронен  в русском секторе  кладбища пригорода Сен-Жермен де Пре…
Хочется выразить слова благодарности Вячеславу Губарю, который пополнил наш музей бесценными экспонатами. Он побывал у памятника расстрелянным казакам, почтил минутой молчания память о своем далеком предке Исидоре Криковцове. Постоял в молчании и возле памятника погибшим в годы Великой Отечественной келермессцам…
В. Затолокин.
Атаман Келермесского казачьего общества.
На снимках: Е. И. Криковцов (слева); В. А. Губарь.
Просмотров: 992 | Добавил: Sat | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 276
Советская Адыгея
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Новости загрузка новостей...
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz