Давно известно, что к своей профессии, причем любой, а они все, какую ни возьми, важны и нужны, приходят разными путями. Кто-то сразу достигает цели, которую поставил перед собой. Кому-то приходится преодолевать препятствия на пути. Но бывает, что профессия сама выбирает тебя. Михаил Александрович Будков после школы поступил в Майкопский сельскохозяйственный техникум. Но работы по специальности в то время в колхозе не было. Из родного села Сергиевского уезжать не хотелось. Поэтому пошел он в завхозы. В свободное от работы время, разумеется, занимался постоянно спортом. вскорости Михаилу Александровичу предложили должность спортинструктора. Развитию спорта уделялось большое внимание. В 90-х в колхозах началась реорганизация. освобождались от должностей и закрывались те производственные подразделения, которые приносили колхозу убытки. — Вот тогда я стал безработным, — рассказывает Михаил Александрович. — Нашел временное пристанище на одном из предприятий Майкопа. Понимал, что надолго меня не хватит. Случайно, хотя вряд ли нашу встречу назовешь случайной, живем в одном селе, все друг у друга на виду, как на ладони, увиделись с Сергеем Павловичем Бондаренко. Он одно время работал в колхозе инженером, заместителем председателя, а потом перешел в школу мастером производственного обучения. Он и сказал, что освободилось место учителя ОБЖ. Директором тогда была Ольга Васильевна Гусарова. собеседование прошел удачно. Год поработал учителем ОБЖ, понял, что дальнейшее будущее находится в моих руках. Поступил на заочное отделение в АГУ. Ближе всего для меня был спортфак. Попал, что называется в «яблочко». В следующем учебном году на заслуженный отдых ушел учитель физкультуры — Михаилу Александровичу Будкову предложили вести и физкультуру. С того времени прошло уже 10 лет. Все эти годы он учит школьников основам безопасности жизнедеятельности и физической культуре. — Каждый из нас, дети и подростки в том числе,— говорит М. А. Будков, — должны знать правила безопасного поведения в определенных ситуациях – пожарах, например, катастрофах техногенного характера. Дети любят купаться в водоемах, это естественно. Детская шалость, игры на воде иногда приводят к нежелательным результатам. Хорошо, если рядом могут находиться взрослые. А если – нет, подростки должны уметь помочь друг другу, при непредвиденных обстоятельствах. В начальных классах школьники проходят полный курс обучения правилам дорожного движения. Для юношей 10-11 классов проводятся военные полевые сборы. Им предшествуют теоретические занятия, на которых допризывники изучают историю создания Вооруженных Сил России, познают основы медицины в части оказания первой неотложной помощи. Для таких занятий нужны наглядные пособия. Хорошо, что теперь у нас есть учебный макет автомата Калашникова. Старшеклассники учатся его разборке и сборке на время. Для будущих солдат это важно. То есть, школьная программа готовит молодых людей к тем условиям, когда они выйдут из-под опеки родителей. О своей безопасности в дальнейшем они должны будут беспокоиться сами, — заключил Михаил Александрович. — А физкультура как проходит? — Как обычно. Школьники сдают нормы по бегу, прыжкам, лазанию по канату, гимнастическим упражнениям. — В своем школьном детстве я любила выполнять гимнастические упражнения на «кольцах» и брусьях. Сейчас об этих спортивных снарядах забыли. Почему, на ваш взгляд? На разновысотных брусьях занимались девушки, на параллельных — парни. Но уже мои дети не занимались на этих спортивных снарядах. Их, как удалось выяснить, не используют из-за непригодности. То есть на приобретение этих новых спортивных снарядов средств у школ не было… — Плюс ко всему брусья считаются травмоопасными снарядами. Но канат, гимнастические козел и конь есть. Школьники сдают нормативы. Волейбол, баскетбол — традиционные виды спорта, для их развития в школе есть все условия. В теплое время года проходят тренировки по прыжкам в длину, бегу, футболу на школьном стадионе. — С детьми интересно работать? — Да. И если бы время вернуло меня в 1987 год, я выбрал бы тот же путь… Г. ШОВГЕНОВА. |