Участник Великой Отечественной войны Александр Петрович Кутин в нашем районе живет лет 20. Много лет жил в Таджикистане. Еще до войны окончил курсы трактористов. Из селения, где он жил, в 1941 году на защиту Отечества ушли все мужчины по приказу о всеобщей мобилизации.
— Остались те, кому нельзя было по возрасту идти на фронт, да старики и женщины, — вспоминает ветеран. — Меня, пацана, как самого квалифицированного специалиста назначили бригадным механиком в совхозе. 12 тракторов, а работать на них некому было. Женщины в срочном порядке обучались управлять той техникой.
Но пришел 1943 год и Александра Кутина призвали в действующую армию. Отец в первые же дни войны ушел на фронт. Саша оставался в семье за старшего. На попечении у него были мама-инвалид и две младшие сестренки. Но по повестке он явился в военкомат, как положено. После карантина и курса молодого бойца Александра Кутина направили в летное училище. Но очень скоро перевели в танковое училище, потому что Советской армии нужны были квалифицированные танкисты. На учебу ушло два месяца. Но Александр с техникой с детства был на "ты". Поэтому новую свою профессию освоил с успехом.
Уже в начале 1944 года А. Кутин вместе со своей группой новоиспеченных танкистов был направлен на фронт. В танковую часть Первого Прибалтийского фронта. Наши войска уже изгоняли фашистскую нечисть из страны, освобождая один город за другим. Боевой путь Александра Кутина начался в Украине, а закончился в Восточной Пруссии, где он был тяжело ранен.
— Из госпиталя после лечения меня отправили домой, — говорит Александр Петрович. — Рана оставалась открытой и доктора не разрешили вернуться мне в строй. Приехал домой, местные доктора продолжали лечить меня. Рана все время сочилась, еще долго выходили мелкие осколки. Месяца два дома я пробыл, и пришло известие о Великой Победе. Радости не было предела. Мы ликовали. На дворе весна полным ходом шла. С меня через некоторое время сняли гипсовую рубашку, наложили на руку лангетку. А рана все равно не заживала. Обидно так было, все спешат на работу, дел в совхозе на полях невпровот. Приходит ко мне как-то директор совхоза, просит меня: "Саш, понимаю, что на трактор ты не можешь сесть. Выходи на работу, хоть советом поможешь. Фронтовиков еще не скоро ждать, а время не стоит на месте, не справляемся". Так и включился в трудовую деятельность до самой пенсии.
Сейчас Александр Петрович Кутин живет у дочки с зятем. Этот дом стал для него родным, да и хутор тоже, потому что здесь покоится прах его жены.
Г. Шовгенова. |