Сама идея Единого государственного экзамена первый раз в нашей стране была апробирована в 2000 году в нескольких регионах. А ровно 10 лет назад, 9 февраля 2007 г. В. В. Путин подписал федеральный закон № 17 “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об образовании” и федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” в части проведения единого государственного экзамена”. Обязательным ЕГЭ стал в 2009 году. С тех пор Единый государственный экзамен стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы.
Споры в обществе о том, идеальный или не идеальный этот инструмент оценки знаний учащихся, продолжаются до сих пор. Как бы там ни было, на данный момент ЕГЭ — реальность. С ним жить всем нам — ученикам, родителям, учителям и репетиторам.
7 февраля текущего года в рамках Всероссийской акции "День сдачи ЕГЭ родителями", инициированной Рособрнадзором, в Адыгее, как и по всей стране, прошла акция "ГИА глазами родителей".
По решению министерства образования и науки Республики Адыгея рамки акции были расширены: во-первых, в этот день она прошла не только на республиканском уровне, но и во всех муниципальных образованиях; во-вторых, участникам акции была предоставлена возможность на практике пройти процедуру проведения государственной итоговой аттестации по русскому языку не только в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ), но и в форме основного государственного экзамена (ОГЭ).
Эта акция уже не один год проходит для того, чтобы родители на практике поняли, что такое ЕГЭ. Ведь никто из них не сдавал этот экзамен, а от детей зачастую требуют чуть ли не 100 баллов по всем предметам. Всероссийская акция "Единый день сдачи ЕГЭ родителями" — это возможность лучше понять своего ребёнка, оказавшись на его месте в такой важный день.
Требования к родителям выпускников были такими же, как и к старшеклассникам — процедура максимально приближена к реальной. Для проведения акции был подготовлен пункт проведения экзамена, отвечающий всем необходимым требованиям, в СОШ № 4.
Я тоже отправилась на экзамен. В гардеробе оставляю вещи и сумку вместе с телефоном. Диктофон, фотоаппарат мне разрешили взять. Это единственное исключение из всех правил для экзаменуемых. Паспорт проверили и у меня. Поскольку на ЕГЭ нужно брать паспорт с собой, то родителям пришлось обложку с него снять и показать — мало ли, вдруг там шпаргалка. Ещё нужно иметь при себе гелевую чёрную ручку. Можно взять пластиковую бутылку с питьевой водой без этикетки. Воду, правда, с собой никто не нёс. Но после сдачи экзамена она бы пригодилась многим…
Событие хоть и называется "деловой игрой", но на деле никаких игр: все серьезно. Регистрация на участие в ЕГЭ-2017 завершилась 1 февраля. Теперь изменить перечень выбранных экзаменов выпускники смогут только по решению государственной экзаменационной комиссии. И это подтвердилось в реалии. Сложилась-таки нестандартная ситуация. Перед экзаменом родителей построили на линейку. Провели перекличку. Выяснилось, что вместо мамы одного из выпускников на экзамен пришёл папа. И причина, из-за которой мама не смогла прийти, очень серьёзная. Но не пришлось папе испытать то, что испытали в тот день другие родители. К ЕГЭ его не допустили.
Успешной сдачи экзамена родителям, а их собралось два класса, среди них мамы (в большинстве), несколько пап и бабушка-опекун, пожелали глава и заместитель главы МО "Гиагинский район" В. И. Пуклич и А. Г. Самохвалова, и. о. председателя Совета народных депутатов МО "Гиагинский район" А. В. Бутусов.
Далее мы в сопровождении ответственных за проведение экзамена поднимаемся на второй этаж. Но прежде нас осмотрели сотрудники с металлоискателями. Если кто-то по какой-то случайности пронесёт с собой мобильный телефон, то не сможет им воспользоваться. В туалет во время экзамена пройти можно только в сопровождении. А там — "глушилки" для телефонов…
На втором этаже нас встречает член экзаменационной комиссии. Она провожает до аудитории и показывает, где каждый из экзаменуемых должен сесть. Мне разрешено остаться у входа в класс в качестве наблюдателя. Во время ЕГЭ по настоящему и это не разрешено.
За выпускниками на ЕГЭ закрепляют определённые места. В классе, где идёт экзамен, скорее всего, окажутся одни незнакомцы. Так сложилось и у родителей, с той же ситуацией столкнутся и дети. Педагог-организатор — тоже человек чужой, он не знает о ребёнке ничего и действует согласно регламенту, а не личным симпатиям.
Все аудитории в ППЭ были оснащены системами видеонаблюдения, в ходе экзамена велась видеозапись.
И вот зачитывается инструктаж. Первые слова ободряющие:
— ЕГЭ — это лишь одно из жизненных испытаний на вашем пути… Все задания составлены в соответствии со школьной программой, и каждый ученик в силах их сдать…, и так далее, и тому подобное.
Это успокаивает. Инструктаж регламентирован, во всех школах он будет один и тот же. Так что поддержка гарантирована каждому ученику.
На наших глазах член экзаменационной комиссии раздаёт запечатанные конверты. В них — КИМ. Поскольку разговоры строго запрещены, реплики, тем более, выяснила позже: КИМ — контрольно-измерительные материалы, то есть бланки с заданиями. Родители, кстати, не переспрашивали, что это такое — в школе постоянно употребляют сокращения, касающиеся ЕГЭ. Гораздо труднее вникнуть в это человеку со стороны…
Зашелестела бумага, на столе сортируют варианты. Родители напряжённо молчат. Когда КИМ и бланки регистрации розданы, родители приступили к заполнению документов. На доске висит огромный образец. Но разобраться трудно — клетки нельзя оставлять пустыми, буквы нужно писать так же, как в образце, при этом работать быстро.
…В школьное окно, конечно, смотрели облака, но экзамен не казался бесконечным. На заполнение бланка регистрации ушло 15 минут. А для выполнения задания по русскому языку для родителей отводилось не три с половиной часа, как на настоящем ЕГЭ, а 20 минут. Тишина в аудиториях, фойе стояла такая, что в ушах звенело. Даже не слышно, как ложатся строчки на листок бумаги, гелевые ручки пишут бесшумно. Пару-тройку раз кто-то из родителей тяжело вздохнул. Но никто из них, усердно склонившихся над столом, до окончания экзамена не поднял ни разу головы.
Впечатлениями делиться они стали не скоро. Мне показалось, что папы и мамы пребывали в каком-то оцепенении. Обстановку разрядила чья-то реплика:
— Неужели двойку получу, стыдно будет перед сыном.
И напряжение спало. Вот несколько высказываний по поводу своего эмоционального настроя после экзамена:
Нина Ивановна Кольтяпина:
— Со слов старшего сына знала, что волнение на ЕГЭ передаётся от одного к другому. Когда я узнала о сегодняшней акции, с удовольствием согласилась поучаствовать. Младшему сыну придётся пройти испытание. Конечно, я волновалась. Но, мне кажется, когда ты уверен в себе и в своих знаниях, никакое волнение сбить с толку не сможет. Просто очень спокойно надо ребёнка настраивать на благополучный исход. Нет надобности упрекать в чём-то. Конечно, каждому родителю кажется, что потенциал у твоего чада мог быть выше. Справятся наши дети, уверена. Если с ответственностью и серьёзностью отнесутся к себе сами.
Надежда Васильевна Педько, бабушка-опекун:
— Старше меня, наверное, никого не было. Мне 65 лет. Не скрою, волновалась. Но больше за себя. Сколько лет-то прошло, когда я окончила школу. Пришлось покорпеть над заданием. Сложным показалось заполнение бланков. Но детей же готовят к этому.
Лариса Александровна Иванова:
— Мне, и как учителю, и как родителю понятно чувство волнения и тревоги за всех учеников. Детей надо готовить к тому, что государственная итоговая аттестация — не единственное испытание в жизни.
Вартан Неронович Терзиян:
— Я школу окончил в 1989 году. И мы в своё время тряслись, когда билеты тянули, когда сочинение писали. Это естественно.
Арсен Ашотович Давтян:
— Волновался. Не за себя. За сына. Русский язык и мне трудно давался. Сложный процесс ЕГЭ, но человек сам должен преодолевать трудности. И мы это проходили, и дети наши проходят, и их дети будут проходить.
Татьяна Владимировна Триба:
— В 1973 году я сдавала госэкзамены в школе. В наше время всё происходило торжественнее, праздничнее, легко, непринуждённо. Хотя сердце трепетало, конечно. Остаётся верить, что наши дети готовы к испытанию, а мы их морально поддержим.
Лариса Александровна Жукова:
— Ооох, не знаю, какое чувство меня одолевает. Моя дочь в прошлом году сдавала основной государственный экзамен за 9 классов. Я решила сегодня испытать на себе то, через что проходят наши дети. Инструкции все строгие. Но так, наверное, и должно быть, чтобы не отвлекаться на посторонние звуки. Только спокойствие, уверенность в себе, сосредоточенность на задании помогут выпускникам на экзаменах.
Александр Иванович Кочергин:
— Мне понравился экзамен, задание выполнил, не знаю, на сколько. Не в этом дело. Стресс или не стресс испытывают наши дети во время экзамена, не берусь утверждать. Но успел заметить, каждый из нас 40 минут сидел в большом напряжении. Встряска какая-то была. Но сегодняшнее мероприятие очень полезно.
Остаётся добавить, особенность ЕГЭ 2017 года — отказ от части с выбором ответов ("теста") в заданиях по биологии, химии, физике. Основной этап ЭГЭ стартует с конца мая и продлится до середины июня. Выпускники прошлых лет в этом году сдают ЕГЭ в досрочный период (23 марта-14 апреля) и в дополнительные сроки основного периода (20 июня-1 июля).
Как можно поддержать сына или дочку, чтобы он или она могли избежать нервного срыва? Наверное, не надо накручивать. Особенно сейчас, ведь до государственной итоговой аттестации остаются считанные дни. Чем больше родители переживают за своего ребёнка, тем чаще стараются говорить об экзамене. Не нужно каждый день капать ему на мозги: "У тебя впереди ЕГЭ, учи, кем ты вырастешь". Лучше от этих слов не станет.
Надо наблюдать, как и чем ребёнок живёт, в каком режиме он учится, во сколько он ложится спать. Ученик должен высыпаться, чтобы полноценно усваивать материал. А ведь зачастую происходит следующее: если у ребёнка отдельная комната, он закрылся там и в социальных сетях сидит до утра. А на уроке просто спит и ничего не воспринимает. К сожалению, эта примета нашего времени — беда. За этим должны следить родители, а не проговаривать в сотый раз с ребёнком, что ему нужно учить.
Г. Шовгенова. |