Этого человека, без преувеличения, знает почти вся Гиагинская. За долгие годы, что Николай Васильевич Шепеленко работал педагогом, его учениками были многие жители станицы и района. Даже те, кому не давалась химия, после его уроков начинали уважать эту науку. Мне повезло некоторое время быть его ученицей, и с тех пор я с благодарностью вспоминаю всегда подтянутого, строгого учителя, чьи объяснения легко понимали даже самые отстающие.
Родился Николай Васильевич в селе Сухая Балка, которое теперь переименовано в Георгиевское. Это сейчас оно в запустении, а раньше село, состоящее из семи хуторов, процветало. Первый класс, первые друзья детства. Но в конце 1945 года пришел с войны отец, и семья переехала в хутор Красный Кошехабльского района, где неподалеку располагались крупный колхоз и маслозавод. Здесь была только начальная школа, поэтому с пятого класса Николай Васильевич учился в семилетке в поселке Майском. А оканчивать школу пришлось в селе Унароково, в Мостовском районе.
В 1959 году Николай Васильевич с отличием окончил Кабардинский государственный педагогический институт. По распределению попал в Чечено-Ингушскую ССР, но проработал всего несколько месяцев – призвали в армию. Демобилизовавшись в 1962 году, решил вернуться на родину, ведь в районе намечались грандиозные перемены. Строились сахарный завод, новые школы. Приехав, Николай Васильевич устроился в районо, а через год ушел в школу № 33 учителем химии и биологии. Этой школе, которая впоследствии станет СОШ № 2, он посвятит почти все годы своей профессиональной деятельности.
В 1966-м году Николай Васильевич был назначен завучем школы, а затем и директором. Проработав почти двадцать лет, в 1982 году по решению райкома партии снова отправился работать в районо, на этот раз заведующим.
— Долго я там не продержался, — рассказывает Николай Васильевич. — Через два года вернулся в свою школу. Не по мне эта бюрократическая работа. Гораздо больше нравилось работать с детьми. Так что я снова стал директором и работал в этой должности до 1999-го года. Потом трудился простым учителем химии, и вот уже третий год, как я на пенсии.
— Сорок восемь лет отдано педагогике. Мог ли выпускник школы предполагать, что станет сельским учителем?
— Вообще я мечтал стать горным инженером. Но судьба распорядилась иначе. Еще после седьмого класса вместе со многими ребятами я подавал документы в Ейское педагогическое училище. Но пока добирались туда, случилась неприятная история. В общем, учиться мы не стали и вернулись заканчивать школу.
После школы я решил исполнить свою мечту и с другом Володей, с которым вместе учились со второго класса, поехал поступать в Новочеркасский политехнический институт. И опять не удалось остаться, несмотря на то, что оценки в аттестате у нас были очень хорошие. Нам не удалось решить вопрос с квартирой, и мы уехали. А вернувшись, узнали, что одноклассница отдала документы на химическое отделение Кабардинского института. И мы с Володей, подумав, тоже поступили туда. Так что от судьбы не уйдешь.
— Работа учителя – одна из самых ответственных, ведь он должен не только давать знания, но и воспитывать в детях положительные нравственные качества. Волновались ли вы на своем первом уроке?
— Наверное, волновался. Столько лет прошло, подробности уже стерлись из памяти. Если считать первым уроком практику на четвертом курсе, то это было в одной из городских школ Нальчика. Учитель, у которого я проходил практику, была довольна моими уроками. А первый урок после окончания института был в Чечено-Ингушской республике, куда я попал по распределению. Школа в селе была маленькая, и я вел сразу и химию, и биологию, и географию. В классе были одни мальчики, девочки тогда заканчивали только начальную школу. Помню, что дети были очень ответственными и если чего-то не понимали, то зазубривали досконально, вплоть до знаков препинания.
— Сегодняшние дети, наверное, не такие прилежные?
Конечно, разница огромна. В те годы у школьников было стремление к учебе, желание получить новые знания. За плохие отметки ругали на комсомольских собраниях. Мало было тех, кто не хотел учиться. А сейчас у детей другие интересы, другие стремления. Они знают, что если у родителей есть деньги, то поступить в вуз будет нетрудно. Даже те, кто лет пять-шесть назад окончил школу, были старательнее.
Система образования тоже сильно изменилась. В районе сейчас используются шесть различных учебников химии. Как можно готовить школьников к ЕГЭ, если нет единообразия, если в школах по-разному преподают предмет? Тем более, что есть школы с углубленным изучением химии. Нельзя же предъявлять единые требования ко всем выпускникам. Гораздо справедливее было бы, как раньше, принимать экзамены, беседуя с каждым учеником отдельно. Ведь учитель знает все его сильные и слабые стороны.
— Расскажите о своей семье. Я знаю, что Таисия Ивановна, ваша жена, тоже всю жизнь проработала учителем.
— Она преподавала русский язык и литературу в первой школе, правда, уже больше десяти лет на пенсии. А познакомились мы при поступлении. В списках зачисленных наши фамилии стояли рядом, и пока я искал свою, услышал за спиной радостный возглас. Поворачиваюсь — девушка стоит. Так и познакомились. Учились вместе все пять лет, только в разных группах. А когда я пришел из армии, узаконили отношения. Уже сорок семь лет, как мы вместе. Дети наши заканчивали в свое время СОШ №1. Старший, Сергей, даже с золотой медалью. Сейчас он технический директор редукторного завода в Майкопе. Его дочь Ира учится в Пятигорской фармацевтической академии.
А младший, Саша, поступал в Воронежское авиационное училище, но вернулся в Майкоп — слишком высока конкуренция с сыновьями высоких армейских чинов. Он закончил профтехучилище и теперь живет с семьей в подмосковном Одинцове, дочке Юле исполнилось десять лет. Сергей тоже хотел стать военным, подавал документы в училище в Харькове. Но он спортсмен, занимался футболом, баскетболом, а там, на его взгляд, мало уделялось внимания спорту. Поэтому он поехал в Краснодар, в политехнический институт.
— Не жалеете, что не сбылась давняя мечта — стать горным инженером?
— Нет, не жалею. Хотя многое в моей жизни могло сложиться по-другому. Я мог бы остаться в армии, ведь дослужился до лейтенанта. Предлагали мне и в аспирантуру пойти. Наверное, так было предназначено. Стал не горным инженером, а «инженером человеческих душ». Наверное, выбрал правильный путь. Ведь многие ученики меня помнят, здороваются. Значит, я оставил какой-то след в их жизни.
А. Стаханова. |