Порядок принятия решения о сносе самовольных построек
Определением Конституционного Суда РФ от 27.09.2016 г. N 1748-О отказано в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), в связи с тем, что органы местного самоуправления вправе выносить решение о сносе даже в отношении объектов, возведенных до этой даты.
Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 258-ФЗ в ст. 222 ГК РФ введен п. 4, согласно которой органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
Согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ (далее КС РФ), закрепленные в ст. 35 Конституции РФ гарантии права собственности предоставляются лишь в отношении права, возникшего на законных основаниях
По мнению КС РФ, дата возведения самовольной постройки не меняет его природы как правонарушения, то есть не делает постройку законной. Поэтому тот, кто осуществил «самострой», по общему правилу должен его снести. Не имеет значения, построен объект до того, как закон наделил местные власти правом принимать решение о сносе, или уже после. Указанное решение можно обжаловать в суд, однако исполнить решение в срок и снести самовольную постройку придется самостоятельно «застройщику», иначе это сделают принудительно органы местного самоуправления, а «застройщик» должен будет возместить затраты властей на снос.
Таким образом, п. 4 ст. 222 ГК РФ - как по своему буквальному смыслу, так и в системном единстве с положениями действующего гражданско-правового регулирования и с учетом правовых позиций КС РФ, не может рассматриваться как нарушающий чьи-либо конституционные права в аспекте, указанном в запросе, и противоречащий Конституции РФ
С 1.01.2017 г. на застройщиков предлагается возложить обязанность по осуществлению обязательных отчислений в компенсационный фонд
Постановлением Правительства РФ «О компенсационном фонде долевого строительства» с 1.01.2017 г. на застройщиков предлагается возложить обязанность по осуществлению обязательных отчислений в компенсационный фонд.
Согласно проекту, разработанному Минстроем России, с 1.01.2017 г. застройщики, привлекающие средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с федеральным законом от 30.12.2004 г. № 214, станут осуществлять обязательные отчисления (взносы) в Фонд единого института развития в отношении многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, если государственная регистрация договора участия в долевом строительстве таких объектов недвижимости с первым участником долевого строительства осуществляется после 1.01.2017 г.
Предполагается, что размер взносов будет составлять один процент от планируемой стоимости строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, указанной в проектной декларации застройщика. Взносы будут уплачиваться единовременно до государственной регистрации договора участия в долевом строительстве с первым участником долевого строительства.
Предусматривается, что средства компенсационного фонда будут использоваться на выплату возмещения участникам долевого строительства, предоставление займов застройщику, который станет приобретателем имущества обанкротившегося застройщика, либо для помощи, в целях завершения строительства объектов и исполнения обязательств по передаче жилых помещений в указанных объектах участникам долевого строительства.
Войска нацгвардии принимают участие в защите мест массового пребывания
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2016 г. № 1040 внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».
Правительством Российской Федерации предусмотрено участие войск Росгвардии в защите мест массового пребывания людей, объектов и территорий от террористических посягательств.
Поправками реализованы требования Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», в том числе:
уточнены критерии включения мест массового пребывания людей в перечень мест массового пребывания людей, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ;
установлен срок создания комиссии по категорированию данных мест и оценки состояния их антитеррористической защищенности - в течение 30 дней со дня включения места массового пребывания людей в соответствующий перечень мест массового пребывания людей;
определены порядок и сроки принятия комиссией акта обследования и категорирования места массового пребывания людей, в том числе условия при которых делается вывод о достаточности антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, а также порядка решения разногласий членов комиссии по вопросам категорирования мест;
предусмотрен порядок установления комиссией срока завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, который не может превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования места массового пребывания людей;
предусмотрено, что требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, не распространяются на объекты (территории) транспортной инфраструктуры, транспортные средства и объекты ТЭК.
Помощник прокурора Гиагинского района Назарян А.В.
Соблюдение законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан
Федеральным законом РФ № 59 от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №59-ФЗ) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В соответствии с п.1 ст. 10 Федерального закона №59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Кроме того, разъясняю, что в соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций предусмотрена административная ответственность.
Старший помощник прокурора района Л.И. Пиотровская |