Знакомство малыша с миром, где он остается один на один со сверстниками и не может немедленно прибегнуть к защите (а порой, просто совету папы, мамы, бабушки), для многих малышей бывает непростым. И далеко не все дети готовы к этому событию. Возникает вопрос, а стоит ли вообще отдавать малыша в садик? Да и так ли хорошо детям в детском саду?
Каждому ребёнку рано или поздно приходится социализироваться, т.е. становиться жить способным среди других людей. Это необходимый для всех этап. Значит, вопрос состоит только в том, когда и в каких условиях желательно проводить социализацию ребенка.
В детском саду маленький человек, попадая в коллектив ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Здесь он приобретает опыт общения, понимания других людей, привычку не теряться. Этот опыт пригодится и позднее в школе.
Однако уже с первых дней жизни у ребёнка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. К двум-трём годам стереотип становится довольно устойчивым. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни (режим, характер питания, микроклимат помещения, приёмы воспитания, характер обучения) меняются. Это требует от ребёнка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. В чем же проявляется стресс?
У детей в период адаптации (привыкания) могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда поднимается температура тела. У некоторых детей наблюдается потеря уже сложившихся положительных навыков. К сожалению, многие родители не знают, что эти явления временные, забирают малыша из детского дошкольного учреждения, так и не предоставив ему возможности полностью адаптироваться, обвиняя в нерадивости работников детского сада и ругая саму систему "детсадовского" воспитания в целом.
От чего же зависят характер и длительность периода адаптации?
— От возраста ребенка. Труднее всего адаптироваться к новым условиям детям в возрасте от одного года до двух с половиной-трёх лет.
— От состояния здоровья и уровня развития ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации.
— От индивидуальных особенностей. Даже дети одного и того же возраста и пола по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду.
— От уровня тренированности адаптационных механизмов.
— От опыта общения ребёнка со взрослыми.
Итак, факторы, влияющие на характер и длительность адаптации, известны. Что же должны делать родители?
В период адаптации необходимо быть к малышу особо чуткими и внимательными, но без особого "заласкивания". Пустяковая проблема несамостоятельности может стать едва ли не главной причиной трудной адаптации детей к детскому саду.
Задачу самообслуживания малышу, особенно если ему предстоит скоро стать детсадовцем, стоит облегчить простой стрижкой, удобной одеждой без декоративных элементов и застежек на спине. Главный принцип — чем проще, тем лучше. Обувь лучше выбрать на липучках.
Безусловно, время пребывания ребёнка в детском саду в период адаптации строго индивидуально. Однако не следует в первый же день оставлять малыша надолго. Специалисты-психологи рекомендуют вот такую примерную схему: первый, второй дни — на несколько часов. Надо постараться прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти с ним домой обедать. Находиться с ребёнком в группе, кормить его, а тем более укладывать спать не нужно. Малыш должен знать, что это прерогатива воспитателя. На третий-шестой день заберите ребенка после обеда, до "тихого часа". Лучше прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу. Опоздай вы немного, крохе придётся тревожиться, ожидая маму в пустой группе. Со вторника второй недели (после выходных, в понедельник, все ещё - более щадящий график) малыша уводите домой в полдник. И лишь с третьей недели можно оставлять ребенка на целый день.
В первые дни пребывания малыша в садике не спешите сразу увести его домой. Побудьте с ребёнком на участке детского сада вместе, посмотрите, как гуляют дети.
Перед тем, как сдать малыша в детский сад, его надо научить многому: пользоваться унитазом, а не горшком, в том числе спускать воду из бачка; правильно обращаться с ложкой и вилкой; после еды вытирать ротик и руки салфеткой и даже сморкаться в носовой платочек. Лет с двух его уже пора подключать к самостоятельной чистке зубов и полосканию рта после еды.
Впервые столкнувшись с необходимостью ложиться спать в незнакомом месте, в "чужую" кроватку без присутствия мамы — дитя тоже переносит болезненно. Ведь малютки относятся ко сну, как ко времени, когда они теряют контроль над окружающей действительностью. Поэтому психологи не рекомендуют в первые два-три дня пребывания в детском саду оставлять ребёнка на дневной сон.
Постоянно оказывайте малышу эмоциональную поддержку и показывайте значимость его нового статуса.
Ежедневно расспрашивайте о жизни детского сада. Удивляйтесь, хвалите ребёнка. Ваша беседа должна быть эмоционально ярко окрашенной. Малышу очень важно знать, что значимые для него новшества взрослые принимают всерьёз, относятся с уважением к его проблемам, внимательно и с интересом слушают его, а то, о чём он рассказывает, оказывается действительно важным.
Избегайте вопросов: "Что вы сегодня делали?", "Что вы ели?", "Как ты себя вел?". Лучше спросить: "Вы сегодня рисовали или лепили?", "На завтрак была каша или яйцо?", "С кем ты сегодня играл?", "Какую книжку вам читали?".
Этим вы, уважаемые родители, бабушки, дедушки, вызовете ваш живой интерес у малыша к его жизни и адаптации в детском саду.
Т. Усова.
Воспитатель МБДОУ "Радуга". |