Мы продолжаем рассказывать о людях, родившихся в довоенное и военное время, о тех, кого с полным правом можно называть — дети войны. Не все они в подробностях помнят события военных лет, но все без исключения на интуитивном уровне чувствовали опасность наряду со взрослыми.
Евгений Константинович Дорогов родился в 1941 году. О войне знает из рассказов родных, но все его сознательное детство пришлось на послевоенную пору, когда еще свежи были военные "раны" страны, когда мечтой мальчишек и девчонок была жизнь на пользу страны.
Важнейший выбор
Маленький Женя Дорогов решил, что непременно станет летчиком, с того самого дня, когда впервые увидел самолет и получил от родителей объяснение, что это такая машинка, которой управляет дядя-летчик. Родители слушали его и улыбались наивным детским рассуждениям, тогда они не понимали, что их сын сделал важнейший выбор в своей жизни.
Шли годы, мальчик рос, клеил модели самолетов, зачитывался книжками о них и отважных летчиках, каждый день бегал на небольшой аэродром неподалеку от дома и общался не с книжными, а самыми настоящими летчиками-фронтовиками, грудь которых была увешана орденами и медалями Великой Отечественной войны. Вскоре в серьезность намерений сына поверили и родители. А бравые пилоты — почувствовали в любознательном парнишке родственную душу. Ранней весной 1950 года сбылась заветная мечта Женьки — он впервые испытал ощущения полета.
— Меня усадили в кабину самолета и предупредили, чтобы я смотрел в пол и ни в коем случае не выглядывал в окно. "Иначе, — сказали, — помрешь со страха". Я послушно выполнил все наставления и, уставившись в пол, приготовился к пилотированию. Тут самолет так затрясло, что точно уж было не до выглядывания в окна. Словом, тогда у меня сложилось полное ощущение полета, — с улыбкой вспоминает Евгений Константинович.— Конечно, одного бы меня никто в свободный полет не отпустил. Летчик всего-навсего запустил двигатели самолета, создав иллюзию взлета и посадки. Но это я понял гораздо позже. А тогда я был в восторге…
Впервые по-настоящему всю "прелесть" полетов он почувствовал в 11 лет. Тогда летчики, уже считавшие парнишку своим, предложили участвовать в качестве пассажира в перелете Владимир — Ковров и обратно на легендарном самолете "ПО - 2". — Вот тогда -то я и почувствовал разницу с первым опытом "пилотирования". Долетев до Коврова, обратно я лететь отказался. Так мне было плохо, — признается Евгений Константинович. — Летчики сильно не уговаривали меня, а просто сказали: "Тогда возвращайся домой пешком". Перспектива идти больше шестидесяти километров меня тоже не сильно радовала, пришлось сесть в самолет и, собрав волю в кулак, отправиться в обратный путь. Признаюсь, этот перелет прошел без особых последствий.
Каждый следующий полет приносил удовольствие и осознание того, что мечта стать пилотом, подняться в небо, посмотреть на мир с высоты птичьего полета родилась вместе с ним.
Мечты сбываются
Но хотелось большего. Хотелось самому сесть за штурвал самолета, почувствовать как это: поднимать в небеса железную "птицу"? Такая возможность Евгению представилась, когда он поступил на летное отделение Владимировского аэроклуба. Своё увлечение он успешно совмещал с занятиями в школе. Казалось, детские мечты молодого человека близки к реализации. Но в связи с сокращением вооруженных сил во всех учебных заведениях была организована дополнительная медицинская комиссия, и Евгений Дорогов ее не прошел.
— Сказали, что я слишком маленький ростом и посоветовали прийти через несколько лет, — вспоминает Евгений Константинович. — Обидно было до слез. Но делать нечего — пошел работать на химзавод, но часто ходил к аэроклубу и с завистью смотрел на тех, кто там учится.
Однажды, на парня, тоскливо вглядывающегося в окна клуба, обратил внимание один из сотрудников штаба клуба, расспросил его подробно обо всех обстоятельствах, записал фамилию и сказал: "Приходи и учись!". Так Евгений Дорогов получил еще один шанс приблизиться к мечте.
Первый день летной практики он запомнил на всю жизнь. Разогнавшись по взлетной полосе, самолет прыгнул в небо. И не важно, что за спиной сидел инструктор, который мог в любой момент перехватить управление, — сбылось то, о чем он мечтал многие годы. Это была первая почти самостоятельная встреча с голубой высотой: манящей, просторной. Только здесь, в кабине самолета он осознал, что такое для души настоящая свобода! Учёба в аэроклубе дала Евгению Дорогову возможность не только получить первичные знания по летному делу, но и открыла дорогу в Армавирское высшее военно-летное училище, специализировавшееся на подготовке лётчиков-истребительной авиации ПВО.
Деревенский парень, закаленный физическим трудом в колхозе, успешно переносил физические нагрузки и легко запоминал сложнейшие вещи. Хорошо развитый объемный глазомер, безупречное здоровье, устойчивость вестибулярного аппарата, способность к быстрому переключению внимания, высокая эмоционально-волевая устойчивость, максимально быстрая реакция, психологическая подготовленность, стремление овладевать чем-то новым — всем этим Евгений Дорогов был щедро наделен от природы.
— В школе я учился без особого рвения, — признается Евгений Константинович. — Поэтому в училище возникали проблемы с высшей математикой и физикой. А так как на нашем курсе практически все были детьми войны, и знания тоже были примерно одинаковыми, эти пробелы в образовании стали причиной отчисления сразу 18 курсантов. Я в их число не попал, но за сверстников переживал. Наш куратор маршал авиации ПВО Е. Я. Савицкий это посчитал несправедливым и специально с целью решения данного вопроса прилетал в Амавир. Что он сказал руководству училища нам не известно, но больше такого не повторялось.
Военная карьера
Военная карьера молодого лейтенанта, получившего квалификацию летчика 2 класса, началась в истребительной авиации войск ПВО Архангельской Северной Армии, на аэродроме Кил-Явр, располагавшегося неподалеку от границы с Норвегией. 4 года на самолете СУ-9 Е. Дорогов охранял границы нашего государства в воздухе.
— В то время часто были случаи нарушения границы на стратосферных высотах. СУ-9 мгновенно поднимался на высоту 20 километров, не давая нарушителям шанса скрыться. После того, как этот самолет поступил на вооружение армии, безнаказанное нарушение нашей границы прекратилось, противник ушел на предельно малую высоту. Я очень уважаю этот самолет, хотя за всю свою карьеру полетал на многих реактивных самолетах, -—признается опытный пилот.
В начале семидесятых, после окончания Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина, Евгений Константинович был назначен командиром эскадрильи авиационного полка, дислоцировавшегося в Житомирской области. Позже был назначен на должность заместителя командира авиационного полка в Днепропетровске, откуда вернулся в Житомирский полк уже в качестве командира полка. В 1978 году подполковник Е.К. Дорогов был назначен заместителем командира дивизии по летной подготовке 10 государственного полигона в Казахстане. В 1980 году получил звание полковника. Там, будучи летчиком-испытателем, он участвовал в уникальных испытаниях, выходивших за рамки нормативных документов строевых частей. Суть этих испытаний заключалась не в испытании новых моделей самолетов, а обеспечении полетами испытаний на предельных параметрах новых на то время зенитно-ракетных систем С -300. Облет в режиме радиоуправления мишеней, переделанных из боевых самолетов МИГ-17 и МИГ-19.
Запуск этих мишеней и вывод их на боевой курс. Но неблагоприятные условия жизни, жаркое лето, суровая зима, пошатнувшееся здоровье членов его семьи сделали невозможным дальнейшее пребывание в этой дивизии, и он перевелся в Главный штаб войск ПВО в Подмосковье, где занимался подготовкой боевых летчиков. В 1986 году, когда началась реорганизация войск ПВО, Евгений Константинович был назначен командующим авиацией отдельной армии ПВО в Хабаровске. Потом была должность заместителя начальника группы боевого управления Главного штаба войск ПВО.
Будучи заместителем председателя по авиации Московской области ДОСААФ, опытный пилот Евгений Константинович Дорогов с удовольствием занимался подготовкой ребят, в которых узнавал себя пятнадцатилетнего, когда небо было только мечтой.
— Когда началась перестройка и все организации, в том числе и ДОСААФ, перешли на хозрасчет, я уволился. Авиация начала умирать, а я на это смотреть спокойно не мог, — признался отставной военный летчик, недавно отметивший свой семидесятилетний юбилей, но находящийся в отличной физической форме.
Описать чувства, которые пилоты испытывают от своей работы сложно. Одно можно сказать точно — это романтики неба, для которых полеты становятся делом всей жизни.
Первым делом самолеты
В 1962 году наступил момент, когда в сердце и душе будущего летчика, до того занятые только небом и высотой, поселилось другое чувство — любовь. Сердце курсанта авиационного училища, проходившего летную практику в Ханском полку, пленила наша землячка — девушка с символичным именем Любовь. Познакомившись с девушкой на танцах, Евгений Константинович предложил проводить ее до дома. Она ответила: "Я занята", не дав молодому человеку шанса на продолжение разговора. "Ну, занята, так занята", — решил красавец-летчик и оставил попытки ухаживания. Но только до той поры, когда один из друзей сообщил ему, что им интересовалась девушка. По описанию Евгений Константинович понял, что это именно та девушка, которая понравилась. Словом, чувства у молодых людей возникли обоюдные, а потому роман развивался стремительно. Хотя поженились они только через три года после знакомства.
— Люба, упрекала меня в том, что я слишком долго тянул со свадьбой. Но тому были серьезные причины. Наши наставники не советовали обзаводиться семьей пока мы формировались как летчики. Всякое могло произойти. Не хотелось обрекать на страдания любимого человека, — признался Евгений Константинович. — Тем более что однажды я был на грани гибели. История эта тоже связана с моей Любой. Всякий раз, пролетая пилотажную зону над Гиагинской, я снижался и совершал какой-нибудь маневр, чтобы поприветствовать свою девушку. Однажды я решил крутануть "бочку". И крутанул. Но самолет, не совершив полный оборот, начал падать. Вопреки инстинкту самосохранения я не закрыл глаза руками, а наоборот, сконцентрировался и выровнял самолет. Спасло, наверное, чудо и желание жить.
Поженились молодые в 1965 году. С того дня супруга Любовь Никитична всегда рядом с мужем, обеспечивая надежный тыл и моральную поддержку. Супруги Дороговы воспитали двоих сыновней, которые хоть и не связали свою жизнь с авиацией, как мечтал отец, но являются служивыми людьми. Старший сын Игорь майор милиции в отставке, младший — Константин занимает должность заместителя командира зенитно-ракетного полка по воспитательной работе, имеет звание майора. О. Бурьянова. |