Известно, что игра — это не только основная деятельность ребенка, но и средство развития. Ценность игры заключается в том, что ребенок развивается как личность. В игре дети познают доступные их восприятию факты, явления.
Для дошкольника сложноролевая игра, где средством выражения сюжета является слово, становится мощным средством развития. К четырем годам дети применяют диалог. За этим можно понаблюдать, когда малыш играет, например, с куклой, поучает ее, что-то требует. Вслед за диалогом и на его основе появляются характеристики игрушки, обобщения. Четырехлетние малыши в сюжетно-ролевой игре уже проявляет ролевое поведение. В 5 лет интенсивно накапливается словарный запас. Усваивается ролевой диалог в непринужденном разговоре.
В старшем дошкольном возрасте ребенок уже активно использует глаголы, существительные, прилагательные, наречия, словом, имеет достаточно большой словарный запас. Подвижные игры также влияют на речь ребенка. Я рекомендую при этом использовать зачины, жеребьёвки, считалки, например, такие:
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для котят,
Эта долька для утят,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас, беда,
Разбегайтесь кто куда.
В нашей работе большое место занимают дидактические игры, которые помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети усваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Особенно эффективны игры на познавательных занятиях. Дидактические игры формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания, слова, формируется выразительность речи.
Е. Тарасенко.
Воспитатель МДОУ «Радуга». |