Терроризм принадлежит к числу наиболее опасных и трудно прогнозируемых явлений современного мира. За последние годы стала более четко проявляться его идеология. В этих условиях крайне важна консолидация мирового сообщества против терроризма. Необходимо лишить террористические движения и организации идеологических основ, внутренней и внешней поддержки, сократить их социальную базу, выявить и подавить центры идеологического обеспечения и поддержки террористов, добиться общественной изоляции и осуждения террористических групп, направляя усилия на расслоение террористической среды. Решение этой чрезвычайно сложной и ответственной задачи достигается путем проведения политических, экономических, социальных, военно-технических, идеологических, информационных и других мероприятий. Идеологическому и информационному противодействию терроризму принадлежит особое место. Основным носителем их форм и методов является гражданское общество. Во-первых, в существующих международных и региональных нормативных документах по проблеме борьбы с международным терроризмом, на наш взгляд, недостаточное внимание уделяется противодействию самой идеологии терроризма. Россия до сих пор не ратифицировала часть документов, окончательно не выработала совместно со странами СНГ, странами восьмерки подходы и механизмы согласованных действий, направленных против идеологии терроризма и иных проявлений экстремизма. Во-вторых, анализ современного российского законодательства о средствах массовой информации (СМИ) показывает, что в нем четко не определены обязанности СМИ по содействию борьбе с терроризмом, перечень мер профилактики терроризма с использованием СМИ, а также ответственность СМИ за пособничество, оправдание и распространение идей терроризма среди населения. В-третьих, научная разработка идеологических, информационных основ противодействия терроризму недостаточна по количеству и качеству публикаций и материалов. Она не учитывает последствия процессов, происходящих в мире в последнее время (речь идет о терактах в США в сентябре 2001 г. и серии терактов в России). О с о б е н н о с т и с о в р е м е н н о г о т е р р о р и з м а В связи с важностью и актуальностью рассмотрения и изучения вышеуказанной проблемы необходимо глубокое уяснение мировой общественностью нового облика терроризма, проявившего себя в последние 2-3 года. 1. Особенностями современных терактов, формирующих облик терроризма сегодняшнего дня, являются: — крупномасштабность и массовые человеческие жертвы; — отсутствие конкретных требований террористов; — международный характер; — отсутствие более или менее ясной и доказанной информации, свидетельств об исполнителях и заказчиках терактов; — мощное информационно-психологическое давление на людей (длительная и повторяющаяся трансляция происходящего по всем телевизионным каналам). 2. Случившееся обусловлено рядом объективных факторов: — углубляющийся процесс глобализации, который породил новые угрозы человечеству; — резкая дифференциация государств — на очень богатые и очень бедные (жители последних в силу исторического развития в большинстве своем исповедуют ислам); — обострение на этой основе противоречий между различными системами ценностей (западных цивилизаций и "исламского мира"); — нестабильность, вооруженные конфликты, рост незаконной миграции в ряде регионов мира; — сложность общественно-политической и оперативной обстановки на территории Северо-Кавказского региона РФ; — возрастание роли СМИ и Интернета в манипулировании общественным сознанием (страх, паника и т. д.). 3. Среди основных субъективных факторов, влияющих на облик и характер современного терроризма, рядом аналитиков называются: — протест бедных стран против процесса глобализации — уровень образования и развития населения этих государств не позволяет им овладеть новыми информационными технологиями, плодами которых они могли бы воспользоваться для своего развития; — активизация транснациональной преступности и международных террористических организаций с исламской радикальной направленностью; — изменение подходов к мощи и безопасности государства. В США в сентябре 2001 г. произошел провал в деятельности внешней разведки, сил внутренней безопасности, в том числе защите авиалиний. А ведь США — это сверхдержава (на ее долю приходится 40% всех мировых военных расходов, пятая часть мирового ВВП). На борьбу с терроризмом США тратят 1 млрд. долл. в месяц. Сентябрьские теракты для американцев стали национальной трагедией, мощнейшим психологическим потрясением. 4. Важное место в уяснении облика террористических актов в США и России принадлежит не только уяснению фактов, кто был исполнителем и заказчиком этих терактов, но и почему это произошло. В настоящее время независимая комиссия по расследованию обстоятельств теракта 11 сентября 2001 г. под руководством Томаса Кина, работавшая 20 месяцев, завершила работу. Ее основной вывод состоит в том, что никто даже не мог представить, что такое может случиться. В этом, по мнению комиссии, главный просчет правительства и разведслужб. Комиссия насчитала до 10 серьезных упущенных возможностей остановить террористов. Среди них — слабое взаимодействие ФБР и ЦРУ, игнорирование данных о подозрительных личностях, проходивших летную подготовку в США. Указывается на действие политики чистых паспортов, когда не ставились штампы в паспорта о пребывании боевиков в Иране, а через их территорию они попадали в тренировочные лагеря "Аль-Каиды" на афганской территории. Комиссией не установлена связь властей Ирана и Саудовской Аравии с террористами, но ею не исключается факт того, что саудовцы могли финансировать ряд неправительственных организаций, которые в свою очередь оказывали финансовую поддержку террористам. Разрешалось во время авиаперелетов провозить в ручной клади ножи, лезвия, если их длина не превышала 10 см, но ведь в любом случае в воздухе ими можно было воспользоваться как холодным оружием. Поднятым в воздух по тревоге пилотам истребителя F-16 не была доведена информация о происходящем, и они решили, что "угроза исходит от русских". Спецслужбы не верили информации, что на США со стороны "Аль-Каиды" готовится массовое нападение. В настоящее время идет активное обсуждение причин, хода и последствий террористического акта в Беслане. Аналитиками в СМИ высказываются самые разные, порой прямо противоположные суждения, уроки и выводы из случившегося. Среди обилия оценок выделяются взгляды профессора МГУ, эксперта в сфере безопасности А. П. Судоплатова — он указывает на уроки трагедии в Беслане. Случившееся стало возможным потому, что мы не смогли закрепить и перевести в фазу перелома успехи, достигнутые в ходе контртеррористической операции. Автор отмечает неорганизованность и отсутствие четкого плана действий спецслужб, схемы взаимодействия правоохранительных органов в чрезвычайной ситуации, слабую координирующую роль министерства обороны (в лице 58-й армии) в отношении всех силовых ведомств государства. Территориальными органами целенаправленно и непрерывно не изучались городские объекты на предмет их диверсионной уязвимости. А. П. Судоплатов предлагает вспомнить опыт ликвидации бандитизма в послевоенные годы на Западной Украине и в Прибалтике, отменить мораторий на смертную казнь. В заключении он указывает на необходимость концентрации всех политических, экономических и социальных ресурсов для ликвидации инфраструктуры терроризма, усиления сотрудничества с зарубежными спецслужбами в рамках противодействия терроризму. Не со всем можно согласиться с автором, но в основном он прав. (Продолжение следует). |