Дрожащие коленки, учащенное сердцебиение и валерьянка на завтрак — обязательные ингредиенты ЕГЭ. Одиннадцатиклассники уже традиционно, начиная с весны, штурмуют учебную литературу, тренируют мозг с помощью подготовительных тестов и "травят" страшные байки про единый государственный экзамен. А так ли ужасен ЕГЭ, как его малюют? Я отправилась за впечатлениями в СОШ № 4, где в тот день сдавали историю и информатику.
Половина девятого утра. Школьный двор активно заполняется выпускниками Гиагинского, Кошехабльского, Красногвардейского и Шовгеновского районов — всего 107 человек. Одиннадцатиклассники приезжают на экзамен кто сам, кто с родителями, а кто и с целым семейством вплоть до бабушек и дедушек. Родня — группа поддержки. На территорию школьного двора, а тем более, в здание им заходить запрещено, чуть позже родственники соберутся на автобусной остановке, ждать окончания экзамена.
А пока ребята глазами ищут одноклассников и сбиваются в "стаи". Поедая шоколад, дети обсуждают насущные вопросы: в каком году началась семилетняя война, как звали супругу Петра III, какими монетами пользовались при Александре I…
Перед началом экзамена, одиннадцатиклассников "разбили" по группам, у каждой свой сопровождающий и аудитория. При входе в школу их инструктировали. По регламенту с собой можно проносить паспорт без обложки, ручку и бутылку воды без этикетки.
Все, что происходит за КПП, оснащенным металлоискателем — совершенно секретно. Посторонним вход туда запрещен. Зайти за решетку и подняться в классы могут только аккредитованные наблюдатели, давшие подписку о неразглашении. Согласно действующему Кодексу РФ об административных правонарушениях, любое нарушение установленного порядка проведения экзамена приравнивается к умышленному искажению его результатов, поэтому школьников можно штрафовать на сумму от 3 до 5 тысяч рублей. Должностных лиц могут наказать на сумму до 40 тысяч рублей, а также, в случае повторно зафиксированного проступка, отстранить на два года от участия в организации экзаменов. По закону к административной ответственности могут быть привлечены только граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
А что думают родственники выпускников о ЕГЭ?
Мама ученицы из Кошехабльского района, волнуясь, поделилась переживаниями:
— Морально очень тяжело ЕГЭ дается детям. Вот зачем нужно нас из одного района везти в другой? В незнакомом месте сложно расслабиться! У нас школа, как и здесь, оборудована и камерами, и металлоискателями. А вопросы? В тренировочных тестах нормальные, а на экзамене, например, по обществознанию, нужно было несколько раз прочитать вопрос, чтобы понять его смысл.
Своим мнением об экзамене поделился и Заур. Он пришел поддержать сестру. Парень тоже в 2009 году сдавал ЕГЭ и считает, что с тех пор кое-что при сдаче единого экзамена упростили, например, разрешают использовать справочную литературу.
— А вопросы вовсе несложные, но для тех, кто действительно учил. Большая часть заданий на проверку логического мышления, — отметил он.
Беседуя с Зауром о смекалке, я вспомнила свой ЕГЭ по литературе, когда поступала на журфак. Точнее вопрос, который на тот момент показался мне, как минимум, странным: "Какой цвет глаз был у лошади Болконского в романе "Война и мир"?" На уроках в школе нам об этом ничего не рассказывали. Да и зачем будущему журналисту такая информация? Оказалось, что вопрос на внимательность, ведь настоящий репортер, как и настоящий сыщик должен замечать каждую мелочь.
А вот еще несколько мнений о едином государственном экзамене. Выпускница этого года Даша Данилина считает, что ЕГЭ можно сдать, если поставить перед собой такую цель. Главное поверить в себя.
— Но в самом проведении итоговой аттестации, есть и отрицательные моменты. Во-первых, большое количество проверяющих наблюдателей, которые часто посещают аудиторию во время экзамена, тем самым отвлекают детей. Я понимаю, это их работа! Но, каждый класс оснащен камерами видеонаблюдения, на мой взгляд, этого достаточно. Во-вторых, задания с каждым годом усложняют, что влияет на эмоциональный настрой выпускников, — добавила она.
Мама одиннадцатиклассницы Валерии, Елена Гелевера считает ЕГЭ, с одной стороны, хорошей задумкой. В минусе, по ее мнению, воплощение единой аттестации в жизнь:
— Наши дети проходят через металлоискатели, в аудитории не пошевелиться, просто так из класса не выйти, это целый ритуал. А результат? Даже с высокими баллами не всегда можно поступить в нужный вуз. Бюджетных мест мало, льготно-целевых — много. Стоит ли этот экзамен таких стрессов?
Также некоторые родители выпускников считают, что задания единого экзамена не позволяют объективно оценить знания детей.
Но понятно одно — ЕГЭ не такой уж страшный зверь. Экзамен как экзамен, только страстей да формальностей вокруг него уж больно много. В целом же, если школьник учил материал, то проходной балл он получит в любом случае, даже в незнакомой школе. Сложно тем, кто считал мух, вместо того, чтобы грызть гранит науки. В таком случае остается надеяться на удачу.
На сегодняшний день известны результаты ЕГЭ по русскому языку, математике (базовый и профильный уровни), литературе, географии и обществознанию. С ними можно ознакомиться на сайтах министерства образования РА, госуслуг и информационном портале ЕГЭ. Как сообщили в управлении образования Гиагинского района, результаты итоговой аттестации наших выпускников удовлетворительные. Всего в ней участвовали 112 одиннадцатиклассников.
С. Росс. |