Четверг, 28.03.2024
Дорогие земляки! Всегда рады видеть вас на нашем сайте! Давайте вместе делать нашу газету лучше. Пишите, делитесь впечатлениями, сообщайте интересные новости. Оставайтесь с нами!
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Новости загрузка новостей...
Главная » 2010 » Сентябрь » 12 » Дислексия и дисграфия: кто виноват, и что делать? * 11.09.2010 г. № 70 (9696)
Дислексия и дисграфия: кто виноват, и что делать? * 11.09.2010 г. № 70 (9696)
15:13
Много неприятностей, сложностей, разочарований, досады и проблем приносят родителям нарушения чтения и письма у их детей. Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: «Он просто не старается». Но специалисты считают, что 80% проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!
Письменная речь — это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами «дислексия» и «дисграфия». Ошибки при дислексии и дисграфии являются стойкими и их возникновение, по мнению ученых, не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения. Многие считают эти ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: невнимательностью на письме, небрежным отношением к работе и т.д. Но на самом деле это не так — в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины:
 1. несформированность некоторых психических функций (внимания, памяти, восприятия и д.р.);
 2. несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них не высокая, ребята меняют буквы местами, пропускают слоги. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Например: «Б-П», «Д-Т», «Г-К», «3-С», «Ж-Ш», «Ч-Ц». Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по языку: чтение, пересказ.
При дисграфии дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. Отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Дети путают похожие по начертанию буквы: «3» и «Э», «б» и «д». Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ».
Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.
Дети, страдающие такими нарушениями, нуждаются в специальной логопедической помощи, т.к. специфические ошибки чтения и письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Что делать? Первое — это, конечно, посетить специалиста-логопеда, для точности постановки диагноза. И уже потом, совместно с ним, разрабатывать и искать пути решения этих проблем. Важно заметить, что дислексию и дисграфию легче предупредить, чем устранить.
К мерам ранней профилактики относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения. В связи с этим, можно предложить несколько игровых ситуаций, которые помогут сформировать у ребенка зрительное восприятие и память, пространственные представления, тактильные ощущения.
1. Переставьте на полке предметы и спросите, что изменилось.
2. Используя магнитную или разрезную азбуку, прикрыть часть буквы и попросить ребенка отгадать — какая буква спряталась.
3. Игра в слова: вы произносите слово и просите ребенка придумать слово, которое начинается на последнюю букву, постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву вашего слова.
4. Возьмите карандаши и книгу. Попросите ребенка положить карандаш на книгу, в книгу, под книгу, за книгу, перед книгой, около книги.
5. Попросите дотронуться левой рукой до носа, до правого уха; правую руку положить на левое плечо, поднять вверх и т.д.
6. «Пляжная забава»: писать фигуры, буквы на спине, на ладони и отгадывать их.
7. Определить предмет на ощупь с закрытыми глазами. Хотелось бы напомнить, что большое значение в активизации мозговых и психических процессов имеют закаливающие процедуры — прогулки на свежем воздухе, растирания, физические упражнения, правильное дыхание.
Запишите ребенка в спортивную секцию либо в музыкальную школу — занятия музыкой наладят взаимную работу полушарий мозга, разовьют мелкую моторику и слух. Профилактику дислексии и дисграфии следует начинать как можно раньше — в дошкольном возрасте, т.к. неудачи школьника при овладении чтением и письмом могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или, наоборот, агрессивность, озлобленность, негативизм.
Уважаемые родители, судьба ваших детей зависит от вас.
 А. Мокрушина.
Логопед СОШ № 1.
Просмотров: 720 | Добавил: Sat | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 276
Советская Адыгея
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 3
    Гостей: 3
    Пользователей: 0
    Новости загрузка новостей...
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz