Сказочный мир. Гостей и воспитанников детского сада «Дюймовочка», приоритетным направлением работы которого является художественно-эстетическое воспитание, встречает улыбчивый Зайчик, притаившийся среди яркой зелени, в нескольких шагах от него – веселый Колобок в кепке набекрень и плутовка Лисица. В этом детском саду даже Баба Яга не выглядит злодейкой. Она скорее хозяйка двора, оживающая по ночам, чтобы навести порядок. Символ мудрости — Сова — в задумчивости расположилась у лавочки, где детвора вместе с воспитателями частенько «философствуют» о смене времен года, природных явлениях… Загляни за створчатые двери.
В дом, где слышен звонкий смех детей.
Загляни, и может быть, поверишь: Чудо здесь живёт и ждёт гостей.
Словом, при беглом взгляде на уютный цветущий дворик вспоминаются слова классика: «Там, на неведомых дорожках, следы невиданных зверей, избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей…». Конечно же, все эти сказочные персонажи присутствуют в детском саду не только ради развлечения детишек. Они – наглядные пособия, помогающие воспитателям заинтересовать самого маленького воспитанника. Ведь перед ними стоит непростая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мир: природу, музыку, поэзию...
Познание окружающего мира — это знакомство с предметами, людьми и отношениями в окружающем мире. Знакомясь с природой, дети активно участвуют в практической деятельности, экспериментируют, решают проблемные вопросы. Педагоги используют систематизированное наблюдение, подведение итогов, опытническую работу, труд в природе.
Главное – чувствовать детский мир
Но если дети в силу своего возраста живут в мире сказочном, то воспитатели и администрация детского сада должны решать совершенно реальные образовательные задачи. И успешно решают.
В этом году детский сад «Дюймовочка» стал победителем конкурсного отбора муниципальных дошкольных образовательных учреждений республики. Среди десяти претендентов, в числе которых были очень материально и технически обеспеченные детские сады, жюри выбрало именно «Дюймовочку», что в очередной раз подтвердило: никакие средства технического прогресса не заменят воспитателя, который, будучи взрослым человеком, понимает и чувствует детский мир. Более 9 лет детский сад «Дюймовочка» возглавляет Галина Николаевна Бутова, педагогический стаж которой – 36 лет. Сегодняшняя успешность детского сада– это полностью ее заслуга. Умудренная жизненным опытом, действующая исключительно в интересах детей, она сделала ставку на молодых.
— В нашем коллективе сейчас работают образованные молодые специалисты. Они идут, что называется, в ногу со временем, — рассказывает Галина Николаевна. – Современные образовательные задачи требуют современного подхода, который, на мой взгляд, могут обеспечить только достаточно молодые люди. А мы, более старшее поколение, учимся у них, — неожиданно подытоживает Галина Николаевна.
Конечно, Галина Николаевна скромничает: и она, и ее опытная коллега воспитатель Л. Н. Анищенко обладают бесценными знаниями, которые и являются основой для модернизации образования. Ведь воспитание души во все времена будет основываться на любви к детям. Но откровение Галины Николаевны импонирует. Не каждый руководитель признается, что чего-то не знает. А эта черта характера сама по себе – уже повод для восхищения. Как говорил М. Горький: «Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником».
Ставка на молодых
А у молодых воспитателей этого детского сада действительно есть чему поучиться.
— Главное – желание, — делится секретами успеха воспитатель Ирина Панасенко, принимавшая самое активное участие в подготовке к конкурсу. – Мы хотим, чтобы наши воспитанники росли разносторонне развитыми, здоровыми и самостоятельными, поэтому и прилагаем максимум усилий для создания соответствующей обстановки. Экскурсии по окрестностям, совместные мероприятия с сотрудниками Дома культуры, библиотеки, школы способствуют и расширению кругозора, и развитию коммуникабельности.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей организовано интересно и занимательно: экспонаты этнографического музея, существующего в детском саду уже несколько лет, доступно и понятно рассказывают ребятам о быте и культуре казаков и адыгов. Казачье и адыгское подворья, сделанные руками воспитателей, детей и родителей, удивляют своей натуральностью. Работа ребят над созданием миниатюрных лошадок, русской печки, колыбельки формирует представление о традициях, культуре, истории и быте русского и адыгского народа, о людях нашего района. Понятно, организация таких экспозиций невозможна без специальных знаний. Такими знаниями обладает Ирина Ивановна Панасенко, которая, получив образование историка, свое призвание нашла в работе с дошкольниками. Этот небольшой по масштабам музей дает ей возможность использовать свои знания. Кто, как не историк может авторитетно и точно описать и эпоху событий, и историческое развитие народов.
Уже два года коллектив детского сада работает по авторской программе воспитателя Л. Г. Орловой «Росинка». Зная современные образовательные задачи, психологию детей разных возрастов, Лилия Георгиевна разработала программу кружковой работы, учитывающую и менталитет родителей воспитанников, и возможности детского сада. Основная цель программы — формирование разносторонне развитой личности, ее универсальных, в том числе творческих способностей, до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья. Л. Орлова – неоднократная участница и победительница республиканского конкурса среди воспитателей.
Раскрыть возможности и особенности детей, помочь понять красоту речи, звуков, окружающих их, разнообразие красок мира, поверить в себя воспитателям Н. И. Заднипровской, Л. Г. Орловой, И. И. Панасенко, А. М. Калюжной, Л. Н. Анищенко помогают логопед Е. В. Тарасенко, музыкальный руководитель Н. В. Терскова и педагог-психолог Е. В. Будаева.
Работа с родителями
Малыш приходит в детский сад... И сразу, перед взрослыми, возникает задача: что сделать для того, чтобы детский сад стал для него любимым, полным добрых чудес и превращений, как сделать его жизнь в саду интересной? Здесь педагоги могут гордиться своими дизайнерскими подходами в оформлении приемных и групповых комнат. Конкурсы работ "Новогодняя игрушка", "Осенний калейдоскоп". "Новогодний букет" и других позволяют воспитателям приобщить к совместному творчеству пап и мам. Сегодня ни ребята, ни родители не могут представить свою жизнь без разнообразных, увлекательных праздников и конкурсов. Это конкурсы "Мама, папа, я — дружная семья, "А, ну-ка, папы!", "Весенняя капель".
Главное – рассмотреть талант
Выпускники успешно осваивают образовательные программы начальной ступени школьного образования, имеют личные предпочтения в развитии своих спортивных, художественных способностей, подмеченных и раскрытых педагогами, и продолжают успешно развивать их уже будучи школьниками. Высокий профессионализм коллектива помогает раскрывать индивидуальности каждого воспитанника, обретать веру в своего ребенка каждой семье. И все это благодаря теплу, заботе, любви к дошкольникам сотрудников детского сада. Детский сад «Дюймовочка» наполнен радостью. Это нравится родителям, потому и сотрудники испытывают творческий подъем.
Завтра будет лучше, чем вчера
Победа в республиканском конкурсном отборе среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений – это признание результатов работы коллектива на самом высоком уровне. Грант в 300 тысяч рублей администрация детского сада планирует потратить на приобретение мебели для столовой, игровых стенок для игровых комнат, жарочных шкафов для столовой, ноутбука, принтера, плазменной панели — все это позволит воспитателям разнообразить досуг и обучение детей. О. Бурьянова. |