 1942 год. Позади у бойцов Красной Армии дни и ночи тяжелых боев, в том числе и на Кавказе. Чем дальше вглубь страны продвигались вражеские части, тем все ощутимее были потери среди наших бойцов. Армия нуждалась в пополнении, поэтому на защиту родины поднималась вся «страна огромная» и «шла на смертный бой». Шли на войну и совсем еще юные девчата…
Вера Петровна Находкина попала на фронт в 1942 году. Выбор её и еще пятерых девушек из Шовгеновского района был добровольным. Они откликнулись на призыв райкома комсомола и встали в ряды защитников Отечества. С врагом лицом к лицу Вера Петровна столкнулась немного раньше, когда хутор Чернышов, где жила тогда ее семья, был оккупирован. Возможно именно тогда, испытав унижения оккупации, девушка и набралась решимости бороться с захватчиками в составе регулярных частей Красной Армии.
—Попала я в 74 отдельный батальон ПВО 2-го Украинского фронта. — вспоминает Вера Петровна. – Мы не только знали марки всех самолетов, но и определяли по шуму двигателей, кто приближается – наш или немецкий.
Многое пережила Вера Петровна за годы войны: и ночные налеты немецких самолетов, и многодневные бои, и бессонные ночи у телефона или на посту, но незаживающей раной остался в сердце моей собеседницы один случай.
— Это было в Румынии в 1944 году. Все бойцы нашей роты были распределены по постам, как обычно: одна наблюдает за небом, вторая – поддерживает телефонную связь, третья – отдыхает. В одну из ночей две девушки были убиты. Их зарезали…
Нелегко даются эти воспоминания Вере Петровне. Ведь видеть смерть однополчан – самое тяжелое испытание для каждого бойца. Но тогда горевать было некогда, превозмогая страх, девушки выходили на посты с одной целью: защитить родину от ненавистного врага, сильного, выносливого, хорошо вооруженного, беспощадного, который лишил их, молодых и красивых, простого женского счастья рядом с любимыми. Тосковала о любимом и Вера Петровна. Ее муж Андрей Игнатьевич тоже воевал. Пять военных лет супруги противостояли одному врагу, но на разных фронтах. Их фронтовые дороги ни разу не пересеклись, но Андрей Игнатьевич и Вера Петровна были уверены, что скоро встретятся. И жили этой надеждой, поддерживали друг друга в письмах. Супруг Веры Петровны однажды предпринял попытку отправить ее в тыл, но …
— В 1944 году меня вызвали в штаб и сказали, что мой муж, просит, чтобы меня демобилизовали ввиду его тяжелого ранения. — делится Вера Петровна. — Начальник штаба пояснил, что в нашем случае это невозможно. Ранение мужа позволяет ему самому о себе заботиться. Решение о демобилизации родственников принимается только в том случае, если раненый не может о себе позаботиться, если у него, например, ампутированы нога и рука.
В общем, супруги Находкины продолжили службу и встретились только в марте 1946 года в х. Чернышове, где и разлучила их война. Послевоенная жизнь, с её тяготами и лишениями, стала понемногу налаживаться. Вера Петровна и Андрей Игнатьевич, как и тысячи советских людей, включились в работу по восстановлению страны. Жизнь в этой семье шла своим чередом: работали, воспитывали детей, но война напоминала о себе, бередя раны Андрея Игнатьевича, да возникая короткими вспышками в снах Веры Петровны. Нет уже рядом с Верой Петровной любимого супруга и двоих детей, но она не одинока: всегда рядом заботливая дочь Татьяна, часто проведывает сын и внук, которые живут во Владимире. Не забывают о ветеране и власти. Недавно председатель совета ветеранов В. Г. Луценко и председатель общества инвалидов М.П.Гучетль от имени Президента Российской федерации вручили Вере Петровне медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Ветеран Великой Отечественной с символичным именем Вера, имеющая множество наград, верит, что нынешнему молодому поколению не придется переживать то, что выпало на долю ее ровесников. О. ГАМАЛЕЕВА. |