или О том, как у злостных неплательщиков алиментов жизнь проходит в радужном цвете…
Управление федеральной службы судебных приставов по Республике Адыгея второй раз проводит масштабную акцию "Вспомни о ребенке — оплати алименты!". По статистике в Адыгее от общего количества должников по алиментам только восемь процентов платят алименты своим детям добровольно. В отношении остальных денежные средства на содержание детей взыскиваются в принудительном порядке. Подобная акция по инициативе управления ФССП по РА, только под другим названием, проходила осенью прошлого года во всех районах и городах республики. Тогда, благодаря совместной и усиленной работе судебных приставов, представителей органов власти, религиозных конфессий и средств массовой информации, удалось собрать два миллиона 266 тысяч рублей задолженности по алиментам в пользу детей. И во время нынешней акции судебные приставы проводят беседы с должниками по алиментам вместе с представителями власти, органов опеки и попечительства, общеобразовательных школ, религиозных конфессий, центра занятости, средств массовой информации.
Беседу со злостными неплательщиками алиментов в нашем районе вела заместитель начальника Гиагинского районного отдела службы судебных приставов Римма Владимировна Евсина. На этой встрече присутствовали ведущий специалист-эксперт отдела исполнительного производства УФССП по РА С. А. Овчинников, настоятель Свято-Михайловской церкви отец Александр, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних администрации МО "Гиагинский район" Е. М. Василенко, главный специалист управления образования МО "Гиагинский район" по опеке и попечительству З. Г. Выкова, социальный педагог СОШ № 1 Т. Н. Фисунова, старший специалист центра занятости населения Гиагинского района В. В. Гавва.
На эту встречу прибыли 15 родителей (двое из них матери), которые забыли об исполнении своих непосредственных обязательств перед несовершеннолетними детьми. Не обошлось и без казуса. один гражданин, принявший с утра, явно не чашку чаю, так радел за свою сожительницу, которая не платит алименты детям, что чуть не переусердствовал. Из зала его попросили выйти, но он еще несколько раз заходил и пытался побыстрее вызволить свою подругу жизни, ссылась на то, что дома корову некому доить. На встрече были и такие родители, с которыми судебные приставы встречаются не первый и даже не второй раз.
Р. В. Евсина отметила, что специалисты службы судебных приставов вынуждены прибегнуть к мерам принудительного взыскания алиментов с родителей в пользу их детей, потому что у каждого из приглашенных накопились долги.
— И задолжали вы не просто кому-то, а своим собственным детям,— подчеркнула она. — Кое-кто напрочь забыл о том, что у него есть ребенок и не один. Большая беда еще и в том, что в списках должников по алиментам есть женщины-матери. После нашей беседы, которая проводилась осенью прошлого года, кое у кого из родителей совесть заговорила. Кого-то она побудила сегодня с утра частично внести деньги в счет погашения долга, чтобы избежать публичного объяснения. Поэтому очень хочется, чтобы и сегодняшняя наша встреча принесла пользу. Если кому-то из вас требуется помощь в трудоустройстве, эту проблему можно решить сразу же. Мы пригласили мобильный пункт центра занятости населения, после нашей беседы вы можете обратиться к специалистам. Поймите, судебные приставы не обязаны бегать за вами и каждый раз напоминать о наличии долга, это вы должны содержать своих несовершеннолетних детей, это вы должны думать, сыты ли ваши дети, одеты-обуты, несмотря на то, что с бывшими мужьями или женами мосты сожжены. Из этических соображений (жалко не тех, с кем проводилась беседа, а их детей, в чей адрес могут появиться насмешки от ровесников) фамилии "героев" дня называть не стану.
Разжалобить не удалось
У Владимира Г. двое детей, старший сын уже стал совершеннолетним, но долг у папы и перед ним остался, общая сумма его составляет 250 тысяч рублей. Владимир привлекался к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ за злостное уклонение от уплаты алиментов.
—У меня нет постоянной работы, — поясняет он. — Хотел стать на биржу, не получилось, не хватало какого-то документа… За ним мне надо ехать в Белореченск. Сегодня собираюсь это сделать.
— Почему только сегодня?
— Я же не работаю, у меня нет денег на проезд.
На этом, по всему видно, папаша сложил руки, поскольку более веского аргумента в свое оправдание у него не нашлось. Но и вряд ли этим он вызвал сочувствие к себе.
— У вас какое образование? — поинтересовалась З. Г. Выкова.
— Неполное среднее. Последнее время работал в "Агро-Ресурсе", сократили осенью.
— Вы намерены платить алименты своим детям, ведь сумму большую накопили?
— Конечно, намерен.
Но когда он это сделает, неизвестно даже ему самому…
Задолженность по алиментам у Романа Е. составляет 26 тысяч рублей. Официально нигде не работает. Заработки бывают, конечно, но Роман забывает о том, что нужно давать деньги на содержание собственного ребенка. Правда, когда бывшая супруга напоминает об отцовском долге, Роман находит возможность хоть какую-то часть денег дать для сына. он должен платить алименты в размере четвертой части из своего заработка. Но на протяжении определенного периода времени у него нет официально зафиксированного дохода, алименты теперь начисляются исходя из среднего заработка по РФ, а он составляет более 20000 рублей. Вот и накопилась такая задолженность. Поэтому Роману Е. рекомендовано определиться с трудоустройством.
Александр З. не платит алименты последние четыре месяца. Он заверил, что с бывшей женой они пришли к мирному соглашению и пообещал, что деньги на содержание ребенка выплатит и впредь будет добросовестно исполнять свой отцовский долг. Николай К. (задолженность 34 тысячи рублей). Постоянной работы тоже нет.
— Выплаты по алиментам производятся эпизодически,— пояснила Р. В. Евсина. — Насколько мне известно, ваша бывшая жена, то есть мать ребенка, инвалид. На что Николай К. категорично заявил:
— Она "косит" под инвалида. Если бы я был уверен, что деньги идут на нашего ребенка, платил бы алименты.
На вопрос: какого возраста ребенок, Николай ответил не сразу, долго вспоминал в каком году родилась дочь. Равнодушное отношение к ней объяснил тем, что с некоторых пор ее воспитывает отчим.
— И меня отчим воспитывал, что тут такого, раз мы с бывшей женой не смогли жить вместе.
— Так вы что отказываетесь от своих обязательств в пользу вашего же ребенка?
— Нет, буду постепенно выплачивать алименты.
— Но ведь ребенок нуждается в большем, на одно только питание сколько денег должно уходить, хотя бы алименты вы платили вовремя. В ответ — тишина и циничная улыбка на лице.
Юрий М. задолжал своему ребенку 12800 рублей.
—В злостные алиментщики пока мы вас не записываем, — комментирует Р. В. Евсина, — но с трудоустройством решать надо. Для таких как вы мы и пригласили сегодня специалистов из мобильного центра занятости населения.
Андрей С. не стал дожидаться, пока его начнут расспрашивать, сказал, что уже устраивается на постоянную работу. И задолженность в размере 28 тысяч рублей погасит. Ребенку около двух лет, мама его вынуждена была прервать отпуск по уходу за ребенком и выйти на работу.
Заур Т. под контроль судебных приставов попал впервые. Но задолженность на детей с октября 2011 года накопил приличную — 74 тысячи рублей. Объяснил тем, что наконец-то работу нашел, алименты платить будет.
С Александром С. организаторы акции "Вспомни о ребенке, оплати алименты!" встречаются второй раз. Задолженность составляет 144 тысячи рублей. В данный момент состоит на учете в центре занятости населения. Работал водителем, но был лишен водительских прав и теперь работу по душе найти не может. В новой семье есть маленький ребенок. Пообещал в ближайшее время задолженность перед ребенком, рожденном в первом браке, погашать. Правда, такую большую сумму погасить не так просто…
За Михаилом П. значится более 70 тысяч рублей задолженности. Официально нигде не работает. Платить алименты не торопится, потому что собирается сделать генетическую экспертизу на установление отцовства. Но денег на нее пока не заработал. Михаил дал слово, что решен вопрос о трудоустройстве и долг по алиментам он заплатит.
С матерями разговор особый
Олеся П. на встречу с судебными приставами пришла со своей мамой, которая попыталась объснить, что бывший зять избивает ее дочь, не дает видеться с детьми ни Олесе, ни бабушке. Двое малолетних детей проживают с отцом. Сама Олеся не работает.
— Ситуация в этой семье очень сложная, — поясняет З. Г. Выкова. — Трудно понять, кто там прав, кто виноват, но страдают дети. По иску отца в суде разбирается дело о лишении Олеси П. родительских прав.
— Он поставил ей условие, — говорит мама Олеси П.,— вернешься в семью, отзову иск и исполнитеьные документы.
Олеся попробовала вернуться к мужу, но жить с ним невозможно.
— Только от того, что Олеся не хочет жить с мужем и детьми, дело о лишении родительских прав не возбуждается. Вы не говорите правды, это ваше дело, но алименты платить в пользу детей Олеся обязана, — продолжила диалог З. Г. Выкова. — Тем более, что она уже была осуждена за уклонение от уплаты алиментов. В органы опеки и попечительства на предмет того, чтобы видеться с детьми, не обращается. В суд на подготовительный процесс о лишении родительских прав не явилась. А ведь можно было разобраться во всех этих проблемах. Хотя на протяжении довольно длительного времени Олеся П. на содержание детей алименты не платит, не принимает участие в воспитании малышей. Осенью прошлого года участие в судьбе Олеси готова была принять и и.о. зам. главы администрации района А. Г. Самохвалова. Но ведь со стороны гр-ки П. не было даже попыток попробовать изменить образ жизни.
— И все-таки, когда вы начнете выплачивать алименты?
На этот вопрос отвечала не сама Олеся, а ее мама, ссылаясь на то, как трудно стать на учет по безработице, чтобы хоть какой-то доход иметь.
Специалист ЦЗН Гиагинского района В. В. Гавва рассказала, что требуется для постановки на учет в качестве безработного. Да, существует определенный порядок, но он распространен на всех граждан в равной степени. У центра есть банк вакансий, работу выбрать можно, если этого хотеть. И на учебу центр направляет, если у гражданина нет специальности. Но позиция Олеси, судя по всему, такова, что ей в ее нынешнем положении спокойней так живется, ведь душа о детях не болит…
Ирина Ш. — очень редки дни, когда она и ее сожитель бывают трезвыми. Трое детей живут с опекунами, которые не дают ей видеться с детьми. Родительских прав на них она лишена. Белореченский народный суд определил Ирине Ш. алименты в размере по триста рублей на каждого ребенка. Но она и эту сумму не выплачивает. Кроме этих троих детей у Ирины есть еще двое, за воспитанием которых не следят ни Ирина, ни ее сожитель. Оба безработные…
Пробуждение по принуждению
Сергей Х. задолжал своему уже совершеннолетнему сыну 19 тысяч рублей. Но алименты выплатить нужно.
— Гражданин Х. один из самых злостных неплательщиков по алиментам, — говорит Р. В. Евсина. — Никакие увещевания и предпринимаемые службой судебных исполнителей меры не помогли. Пробуждение у этого папы наступает по принуждению. То есть, свои обязательства перед ребенком он исполнял не всегда по своей доброй воле. Постоянной работы нет. За последний год семь раз менял место работы. Два-три месяца поработает, увольняется. Конечно, таким образом решать свои финансовые проблемы невозможно. Александр Ч. задолжал своим двоим детям 31 тысячу рублей. Правда, в данный момент он оформляется на инвалидность и утверждает, что алименты начисляются неправильно. О том, как защитить свои права, этот гражданин знает. Были случаи, когда через суд он смог исключить из описи свое имущество. Естественно, после того, как показал квитанции на уплату алиментов. Почему сейчас пустил дело на самотек, непонятно. Поэтому его "алиментное" дело судебные приставы взяли под особый контроль.
— Александр Ш. — постоянный наш "клиент", — говорит Р. В. Евсина. — Долг по алиментам составляет 117 тысяч рублей. Вы выплачивайте их, чтобы избежать уголовной ответственности. Там и мама не подарок, малолетних детей часто оставляет на попечении своей 16-летней дочки. Замечена в злоупотреблении спиртными, поэтому детей часто оставляет одних.
— Ищу работу, — говорит Александр. — Думаю, что очень скоро трудоустроюсь.
— Вы не имеете постоянной работы, но умудряетесь находить деньги на спиртное. А ведь к вам когда-то подойдет старость, и ваши дети вправе будут отказать вам в помощи. Поскольку вы о них совершенно не заботитесь сейчас, когда они в этом нуждаются.
—Я буду рассчитывать только на себя…
Есть и такие "рекордсмены”
Сергей Н. по алиментной задолженности побил все рекорды, она у него на дочерей- двойняшек 1994 года рождения составляет 424 тысяч рублей. 11 марта в отношении него возбуждено уголовное дело по 157 статье УК РФ. В мае прошлого года был осужден по этой же статье, но выводов не сделал.
— Работаю не официально, — объясняет Сергей. — Официально устроиться не удается. Но я не отказываюсь от помощи детям, по возможности добровольно отношу им деньги или по просьбе жены покупаю подарки. Недавно, например, ноутбуки им приобрел.
— Вам же судебный пристав, — говорит Р. В. Евсина, — выписывал направление для постановки на учет в центре занятости населения, но вы не предприняли никаких мер. Это, наверное, такой адский труд собрать необходимые документы. Вы сами себя загоняете в тупик, из которого выйти нелегко.
Андрей О. задолжал 15 тысяч рублей на содержание ребенка. Тоже один из тех отцов, который взялся за оспаривание отцовства. Но пока нет решения суда, платить алименты надо. Странная позиция у этого молодого человека — пока жил в семье с неофициальной женой и совместным ребенком, не поднимал проблемы отцовства. А вот после ухода из семьи усомнился в том, что ребенок его. В жизни всякое, конечно, бывает, но зачем узелок проблем нужно все туже и туже затягивать. Появились сомнения, устрани их и живи спокойно. До установления истины по существу можно было приостановить исполнительное производство. Но Андрей этого не сделал, чем усугубил свое положение.
"Смотрите в зеркало почаще”
В своем выступлении отец Александр признался:
— Слушал вас и показалось, что меня посадили в чан с грязью. Хочется поскорее принять душ, поменять одежду и почувствовать себя другим человеком. У каждого родителя-неплательщика алиментов есть проблемы, они их озвучили, не признавая своей вины в том, что дети остались сиротами, что жизнь несовершеннолетних мальчиков и девочек сейчас зависит от них - родителей, пап или мам. Большинство понимают и не оспаривают, что это их дети. Но, наверное, забывают, что брошенные ими дети хотят кушать каждый день. Если бы можно было накормить их раз в году, было бы очень просто. Но детей еще надо одеть и обуть. На растущий детский организм нужно покупать вещи чаще, чем взрослому человеку. И никто кроме родителей этого делать не будет. Детям нужно помочь вырасти, войти в самостоятельную жизнь. Какой она сложится у каждого из них, неизвестно. Но они с божьей помощью будут уметь зарабатывать себе на хлеб и на жизнь.
Самое страшное сознавать, что некоторые из вас променяли детей на водку. Еще горше становится от того, что матери злоупотребляют спиртным. Если хоть кто-то из вас очнется от вечно хмельного состояния перейдет к нормальной жизни, я буду рад. А как рад этому будет ребенок, о котором мать или отец забыли. Хочется обратиться к вам: смотрите на себя в зеркало почаще и только трезвыми глазами, и вы убедитесь, что к вам по другому будут относиться и ваши же дети, и соседи, и родственники. Не забывайте, что перед Богом за воспитание своих детей мать и отец несут одинаковую отвественность. Поэтому неуместно было слышать, как кто-то из вас сыпал обвинения в адрес бывших супругов. Ваши дети перед вами ни в чем не провинились, да и на свет Божий они появились желанными для вас. Уверен, что так оно и было…
— Ваши дети обделены вниманием, вы забываете о них. И это не проходит бесследно, в этом вы убедитесь сами, если вовремя не повернетесь к ним лицом, — обратилась к отцам и матерям социальный педагог Т. Н. Фисунова. — Никто из вас даже в глубине души не понимает, что ваши дети чувствуют себя изгоями, замыкаются в себе. Неужели никому из вас не жалко своих детей?
Сделали ли родители для себя выводы? Трудно сказать. Почти все они на разные голоса ссылались на безработицу. И кто-то из них решил изменить свою жизнь? Ведь все два с половиной часа, пока длилась беседа с ними, передвижной центр занятости населения, был к услугам безработных папаш и мамаш. Но воспользовались ими лишь два или три человека.
В годы Великой Отечественной войны и последовавшего за ней голода в стране не было столько брошенных детей, как сейчас. Хотя, в те годы было много детей-сирот, оставшихся без родителей, вообще без родственников. Чужие люди поднимали их на ноги и воспитывали вместе со своими собственными. А сейчас при живых родителях, которые из-за гордыни или прошлых обид на бывших супругов не платят алименты, страдают несовершеннолетние дети. Проблемы должников по алиментам приобретают общественный резонанс. Привлекают внимание органов власти и управления. Желающих помочь в их решении становится больше. Но без инициативы самих алиментщиков, без их конкретного желания принять участие в судьбе своих детей, эта "гора" с места не сдвинется. Ведь о детях нужно не только вспоминать, да еще по принуждению, а помнить всегда. Г. Шовгенова. |