Широкая антикоррупционная кампания, инициированная Президентом РФ Д. Медведевым вскоре после его избрания, не могла не отразиться на делах и планах российских муниципалитетов. "Без создания системных механизмов противодействия коррупции на муниципальном уровне национальный антикоррупционный план может превратиться в фикцию. Реальное противодействие коррупции в органах государственной власти должно организовываться на территории конкретного муниципалитета, с его конкретными проблемами и "коррупционными" факторами" , — считают разработчики программы. Именно за счет давления "сверху" значительное число российских муниципалитетов имеют к сегодняшнему дню действующие планы или программы противодействия коррупции. Конечно, и до принятия национального плана противодействия коррупции муниципалитеты были вправе бороться с нею, хотя надо признать, что системные шаги в этом направлении на федеральном уровне заметно активизировали эту деятельность. В Келермесском сельском поселении тоже утвержден состав межведомственной комиссии по противодействию коррупции, приняты план противодействия и профилактики коррупции на 2010-2012 годы, правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, принимаемых Советом народных депутатов и главой поселения . О первых итогах работы антикоррупционной комиссии МО "Келермесское сельское поселение" нам рассказал заместитель главы Н. И. Грицкевич. — Николай Иванович, Вы возглавляете эту комиссию, назовите, пожалуйста, основные задачи, которые должны решиться или уже решаются в ходе реализации антикоррупционных мероприятий. — Ожидаемый конечный результат национальной антикоррупционной программы — полное искоренение коррупции на всех уровнях. Наша комиссия разработала системные мероприятия по борьбе с ней, а не разовые малоэффективные акции. Большое, как известно, начинается с малого, поэтому наша задача, как самой близкой к народу власти, всячески содействовать скорейшему достижению конечной цели. Один из самых эффективных способов противодействия коррупции — обеспечение максимальной прозрачности деятельности чиновников. Администрация Келермесского сельского поселения ориентирована на тактику доверительного общения с жителями. Во-первых, максимальная открытость для общества: регулярные публикации в районной газете сведений о штатной численности и использовании средств на содержание муниципальных служащих, во-вторых, своевременность заполнения декларации о доходах. В полномочиях комиссии так же и контроль проведения котировок, аукционов, условий выполнения контрактов, использования бюджетных средств на предмет соответствия положению о бюджетном процессе, экспертиза нормативно-правовых документов. — Экспертиза нормативно-правовых документов — все-таки прерогатива юристов. Как администрация поселения справляется с этой задачей, не имея в штате юриста, и привлекались ли для этой работы независимые эксперты? — Тут действительно существуют сложности. Одна из них — это то, что разработчики проектов не должны привлекаться к экспертизе, а я как заместитель главы занимаюсь и разработкой нормативно-правовой документации. Поэтому для проведения экспертизы наиболее сложных, по нашему мнению, проектов нормативно-правовых документов администрация поселения неоднократно обращалась в отдел регистра комитета РА по взаимодействию с органами местного самоуправления, практиковался метод выезда и общения со специалистами этого отдела. Кроме того, протесты и представления прокуратуры на принятые нормативно-правовые документы обязывает нас проводить более тщательный анализ принимаемых документов. Независимые эксперты не привлекались. — Давно доказано, что любая агитация наиболее эффективна, если она наглядная. Предусмотрено ли в программе поселения использование информационных материалов? — Информационные материалы, разъясняющие способы борьбы с взяточничеством регулярно размещаются на информационных стендах в здании администрации и в центре станицы. Воспитание неприятия коррупционного поведения — задача сложная. Меры по созданию иммунитета к коррупции сложны в реализации, но имеют долгосрочный эффект. Для формирования в обществе нетерпимого отношения к коррупции ведётся разъяснительная работа. Основная задача — формирование у муниципальных служащих осознания важности и ответственности муниципальной службы как формы служения обществу и государству, разъяснение служащим вопросов административной и уголовной ответственности за коррупционные правонарушения и преступления, формирование ясного представления о действиях муниципальных служащих, рассматриваемых как коррупционные. Но я убежден, что все наши усилия будут тщетны, если граждане сами не поймут, что предлагая, например, подарки должностному лицу, они сами совершают серьезное преступление, за которое тоже предусмотрено серьёзное наказание. — Согласна с Вами. Ну а если взятку вымогают, куда обратиться? — Если речь идет о сотрудниках нашей администрации, то к непосредственному начальнику или надзорный отдел. А так как мы говорим о системной борьбе с коррупцией, то если житель нашей станицы стал жертвой вымогателей в любом учреждении на территории другого населенного пункта, то он тоже может обратиться ко мне за содействием. — Из каких источников осуществляется финансирование антикоррупционных мероприятий? — Финансирование на проведение антикоррупционных мероприятий мизерное, все мероприятия по противодействию коррупции осуществляются муниципальными служащими в рамках исполнения своих должностных обязанностей и дополнительного финансирования не требуют. — Как обеспечено участие институтов гражданского общества в противодействии коррупции, каковы формы такого участия, результаты участия и какие институты гражданского общества наиболее активно участвуют в противодействии коррупции? — Основной формой участия институтов гражданского общества в решении вопросов местного значения, в том числе и противодействия коррупции, являются организация публичных слушаний по наиболее важным решениям, планируемым к принятию органами местного самоуправления. То что активность общества в борьбе с коррупцией необходима, сомнений нет. Вообще, мы делаем еще первые шаги в реализации антикоррупционной программы. Вполне возможно со временем неэффективные меры будут из неё исключены, а более современные и действенные добавлены. Уже сегодня в связи со вступлением с в силу закона "Об организации предоставления государственных муниципальных услуг" возрастает ответственность в части разработки, экспертизы и принятия регламентов и положений в соответствии с требованиями ФЗ № 210 — Как внедряются инновационные технологии государственного управления и администрирования? — В сети Интернет функционирует официальный информационный сайт муниципального образования "Келермесское сельское поселение", на котором размещается нормативная правовая, справочная и новостная информация. — Как организована проверка сообщений о ставших известным гражданам случаях коррупционных или иных правонарушений, совершенных государственными и муниципальными служащими? Сколько обращений граждан о фактах коррупции рассмотрено? По скольким из них приняты меры реагирования? — Сообщений о случаях коррупционных или иных правонарушениях, совершенных муниципальными служащими не поступало, проверка не проводилась.
Беседовала О. Бурьянова. |