Особая пенсия. Пенсионное обеспечение родителей детей-инвалидов с детства
Согласно Конституции в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Родители, инвалидов с детства имеют право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 28 федерального закона № 173 "О трудовых пенсиях в РФ". Досрочное пенсионное обеспечение представляет собой гарантию особой социальной защиты (льготу) одного из родителей, так как родители выполняют социально значимую функцию воспитания ребенка-инвалида с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.
Кто имеет право
В соответствии с законодательством право на трудовую пенсию по старости ранее достижения общеустановленного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) имеют следующие граждане, воспитывавшие (воспитывающие) инвалидов с детства.
1. Один из родителей инвалидов с детства (мать или отец по их выбору), воспитавший их до достижения ими возраста 8 лет; мужчины по достижении возраста 55 лет, женщины по достижении 50 лет, при условии наличия страхового стажа не менее 20 для мужчин и 15 лет — для женщин. Наличие требуемого страхового стажа является одним из основных условий назначения и определяется на дату обращения за пенсией.
2. Опекуны инвалидов с детства или лица, которые являлись опекунами инвалидов с детства и воспитывали их до достижения ими возраста 8 лет. Опекунам инвалидов с детства трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год за каждые 1 год 6 месяцев опеки, но не более чем на 5 лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет (соответственно мужчины и женщины).
Аналогичное право имеется у родителей, усыновивших ребенка-инвалида и воспитавших его до достижения ребенком 8-ми лет.
Основные условия
Одним из условий для приобретения права на досрочное назначение пенсии является воспитание ребенка-инвалида до достижения им возраста 8 лет. Если воспитание ребенка до указанного возраста не производилось (лишение родительских прав или смерть ребенка до достижения им возраста 8-ми лет), то право на досрочное назначение пенсии отсутствует. Смерть ребенка-инвалида после достижения им 8-летнего возраста, либо снятие инвалидности при повторном освидетельствовании (в любом возрасте) не лишает данную категорию лиц права на досрочную пенсию.
Кроме того, обязательно наличие у лица, претендующего на досрочную пенсию, страхового стажа: у мужчин — не менее 20 лет, у женщин — не менее 15 лет и достижение соответствующего возраста (см. выше).
Храните документы
При обращении за назначением досрочной пенсии по данному основанию необходимо представить заявление и пакет документов. В частности необходимо подтвердить факт воспитания ребенка до 8 лет — предоставить справку жилищных органов о совместном проживании с ребенком в этот период. А также необходим документ, подтверждающий признание ребенка инвалидом с детства — справка МСЭ или медицинское заключение. Эти документы являются обязательными для назначения пенсии. В этой связи обращаем внимание лиц, планирующих в дальнейшем обращаться за назначением указанного вида пенсии, на необходимость сохранности документов, подтверждающих установление инвалидности ребенку до 18-летнего возраста.
Когда обращаться
Обращение гражданина за назначением любого вида пенсии производится путем подачи в территориальный орган ПФР по месту жительства соответствующего личного заявления. Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее. Заявление о назначении трудовой пенсии по старости, в том числе и досрочной, может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее, чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
Жизнь равных возможностей. Инвалиды: сотрудники с привилегиями.
Проблема трудовых отношений и трудоустройства граждан, у которых ограничены возможности, всегда обсуждались в государстве. Таким гражданам нужна поддержка от государства, поскольку ввиду ограниченных возможностей им трудно сохранить действующие трудовые отношения и, тем более, найти новую работу.
В 2012 году Российская Федерация утвердила Конвенцию "О правах инвалидов". В связи с этим в 2013 году были внесены изменения в некоторые законодательные акты, регулирующие труд инвалидов.
Рассмотрим подробнее, как осуществляется трудоустройство граждан-инвалидов, какими льготами могут воспользоваться работодатели, применяющие труд инвалидов, и какими правами наделены работники-инвалиды.
Итак, труд инвалидов регулируется отдельными положениями Конституции РФ, Трудовым кодексом РФ и федеральным законом от 19.04.1995 г. № 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Закон № 181-ФЗ).
Квота при приеме на работу
В соответствии со ст. 21 закона № 181 субъекты Российской Федерации устанавливают квоты для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников — для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, и не выше 3% среднесписочной численности работников — для работодателей, численность работников которых составляет не менее 35 человек и не более 100 человек.
В среднесписочную численность работников не включаются те работники, которые трудятся на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.
На организации, численность работников которых не превышает 35 человек и на организации, созданные общественными объединениями инвалидов, квотирование рабочих мест для инвалидов не распространяется.
Так что же такое квота? Это минимальное количество рабочих мест, которые работодатель обязан создать или выделить для трудоустройства инвалидов, включая количество рабочих мест работодателя, на которых уже работают граждане указанной категории.
Кроме того, были внесены изменения в закон РФ от 19.04.1991 г. №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее Закон №1032-1). Так, работодатели теперь обязаны предоставлять информацию в органы центра занятости населения не только о созданных рабочих местах для приема на работу инвалидов в соответствии с квотой, но также и информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов
Согласно ст. 22 закона 181 работодатели должны создавать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов. Это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Центры занятости могут компенсировать расходы организаций по созданию рабочих мест для инвалидов в пределах квоты в рамках программ по социальной поддержке и трудоустройству инвалидов.
Оформление приема на работу инвалида
Особых правил для оформления приема на работу инвалидов не существует. Они принимаются на общих основаниях. Исключение составляет только оформление трудового договора, так как в нем необходимо прописать все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством для граждан данной категории.
При трудоустройстве работник обязан представить документы, перечень которых поименован в ст. 65 Трудового кодекса РФ. Такой документ, как справка об инвалидности, в этом перечне отсутствует. Значит, работодатель не вправе запрашивать ее у работника. Работник имеет право на свое усмотрение представить данный документ или не делать этого.
Но как быть в таком случае работодателю, ведь он обязан выполнять рекомендации к труду, которые указаны в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Если работа, на которую принимается работник-инвалид, требует предварительного медицинского освидетельствования кандидата, то этот вопрос отпадает. Если же проходить предварительный медосмотр не требуется, работодатель не несет ответственности за работника-инвалида, не представившего справку об инвалидности.
Трудовые гарантии работникам-инвалидам
Работники-инвалиды — это особая категория работников, которым, в силу того, что они ограничены в своих возможностях, необходимы повышенные социально-трудовые гарантии. Гарантии установлены в Трудовом кодексе РФ и Законе №181-ФЗ.
Так, согласно ст. 92 ТК РФ работникам-инвалидам I или II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, и она не может превышать 35 часов в неделю. Инвалиды III группы не упомянуты в данной статье, поэтому продолжительность их рабочего времени составляет 40 часов в неделю. Сокращенная продолжительность рабочего времени не влияет на оплату труда. Она должна осуществляться в полном объеме как за 40 часов. Об этом сказано в ст. 23 закона 181.
Как и всем работникам, инвалидам также полагается ежегодный оплачиваемый отпуск. Только им положен удлинённый оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Данная гарантия установлена в ст. 23 закона 181.
Работникам-инвалидам также положен отпуск без сохранения заработной платы в связи с семейными обстоятельствами и иными уважительными причинами. Продолжительность такого отпуска составляет 60 календарных дней.
Налоговые вычеты для инвалидов
Инвалиды I и II группы, а также инвалиды с детства имеют право на стандартные налоговые вычеты по НДФЛ в размере 500 рублей (абз. 7 пп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ). Об этом должен знать каждый бухгалтер. Этот вычет предоставляется независимо от предоставления стандартного налогового вычета на детей.
Кроме того, не удерживается НДФЛ из сумм, направленных работодателем на оплату средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, приобретение и содержание собак-проводников (п. 22 ст. 217 НК РФ). Также не облагается НДФЛ сумма материальной помощи в размере 4000 рублей, оказываемой работодателем своим бывшим работникам-инвалидам, вышедшим на пенсию, возмещение стоимости медикаментов в пределах 4000 рублей. Для освобождения от налога необходимо представить документы, подтверждающие фактические расходы на приобретение медикаментов.
Плюсы трудоустройства инвалидов для организации
В России много предприятий, на которых работают инвалиды. Государство, дабы увеличить возможности инвалидов в трудоустройстве, устанавливает данным предприятиям льготы по уплате налогов и страховых взносов.
НДС
Так, согласно пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождаются от уплаты НДС операции по реализации товаров, работ и услуг. Данная льгота установлена только для общественных организаций инвалидов и организаций, в которых они участвуют.
Налог на прибыль
В соответствии с пп. 38 ст. 264 НК РФ предприятия при расчете налога на прибыль могут учитывать расходы, направленные на социальную защиту работников с ограниченными возможностями. И опять-таки, данные расходы могут учитывать только те предприятия, на которых работает пятьдесят процентов работников-инвалидов от штатной численности сотрудников, и, к тому же, расходы по заработной плате инвалидов должны составлять не менее двадцати пяти процентов от общего фонда оплаты труда.
Налог на имущество и земельный налог
Организации, в которых работаю инвалиды, не обязаны платить налог на имущество (п. 3 ст. 381 НК РФ) и земельный налог (п. 5 ст. 395 НК РФ), если данное имущество и земельные участки используются для производства или реализации товаров, работ и услуг. Данная льгота распространяется только на те организации, которые указаны выше.
Социальное страхование
А вот применять пониженные страховые тарифы по взносам в ПФР, ФСС и ФФОМС вправе организации любой формы собственности, на которых работают инвалиды.
В 2014 году были установлены следующие тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование для организаций, которые производят оплату труда и иное вознаграждение инвалидам: ПФР - 21 %; ФФОМС — 3,7%; ФСС — 2,4%.
Меры ответственности работодателей
Как сообщалось выше, в 2013 году внесены изменения в ряд законодательных актов, касающихся труда инвалидов. Законодатель увеличил штрафные санкции за нарушение прав инвалидов в области трудовых отношений а также увеличил меру ответственности. Так, согласно ст. 5.42 Кодекса об административных правонарушениях РФ, неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей. |