В 988 году в Корсуне (Херсонес) полуостров Крым при князе Владимире состоялось крещение в христианскую веру. С этой даты и считается принятие христианства на Руси.
Но на Кавказе христианство принято было ещё раньше, в 527 году черкасами. Первым проповедником у черкас был апостол Симон Зилот.
Черкасия — горная страна на Кавказе. Точные пределы Черкасии указывает итальянец Амбровио Контарини (ХV в.). По его словам она тянулась вдоль всего Кавказского горного хребта от Абхазии до Дагестана. В русских летописях — черкасы, как и все народы, там проживающие, также записаны. Они избежали власти золотоордынских ханов. Но в конце ХV в. — начале ХVI в. Черкасия попала в сферу политических влияний Турции. И после этого название Черкасия исчезает из исторических памятников.
Чтобы избежать истребления во время войны с Крымским ханом и турками, а также избежать принятия мусульманской веры, христиане черкасы покинули горы и ушли на равнину в Путивль, Полтаву, на Дон. Первая большая волна переселенцев была в 1512 году, вторая — в 1582.
1647 год. Атаман Войска Донского Кирей Степанов отчитывается перед Посольским приказом в Москве: "За две недели до Великого Дня ходили атаманы и казаки на море под Крымские улусы, под Темрюк и под Арбаток в 50 стругах и 1500 человек …, а к нам прибыли казаки с Оскола Олешка, Иванов, Мошкин … С Путивля прибыли и черкасы без записей: десятник Лазарь Жиляев; Савинко Затолокин; Малафей Затолокин, Антонко Лабынцев …Жалованья дано 80 черкасам по 3 карбованца, а 20 — по 4”.
Карамзин считал черкасов народом славянизированным.
Как видно из выше написанного, христианство на Кавказе было с VI века. И хотя пришлось христианам в ХVI веке покинуть Кавказ, то в конце ХIХ начале ХХ веков они вернулись на Северный Кавказ казаками.
В 1792 году императрица Екатерина II дала казакам жалованную грамоту, в которой она давала им Кубанские земли в вечное пользование. Так началось заселение Северного Кавказа православными. Все казаки, заселявшие Кубань и Закубанье, а также и терские казаки в основной своей массе были христианами.
На примере казачьей станицы Келермесской, заселенной в Закубаньи в 1863 году, хочу показать, как крепилась христианская вера на Северном Кавказе.
Казаки и иногородние прибывали на место нового поселения семьями. Место заселения освящалось священником. Если не было своего священника, то просили в соседнем населенном пункте. В связи с интенсивным заселением земель Северного Кавказа в ХIХ веке священников не хватало. Их правительство присылало из центральной России. Или казаки выбирали из своей среды грамотного и умеющего вести службы человека, и он исполнял роль священника. Без веры православной, без молитвы ничего не делалось.
(Продолжение следует). |