Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, она никогда не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека на ее территорию: на планете стремительно исчезают различные виды растений и животных, а освобожденные места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических, нервно- психических заболеваний, растет количество детей, имеющих врожденные аномалии.
И у меня возникло желание охранять природу от ее неоправданно варварского уничтожения, загрязнения, воспитывать в детях бережное отношение к ней.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься, красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству.
В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. У нас имеется: методическая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического воспитания.
Для ознакомления дошкольников с ростом и развитием растений в зимне-весеннее время я создала "огород на подоконнике", где совместно с детьми мы выращиваем: лук, картофель, огурцы, горох, фасоль, пшеницу, кукурузу, цветочную рассаду и зелень. У детей есть возможность в течение длительного периода наблюдать за растениями. Ухаживать за ними, делать зарисовки и осуществлять опытно-экспериментальную деятельность. И дети с удовольствием ухаживают за растениями поливают, рыхлят землю.
Наблюдение — одно из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. В наблюдениях я знакомлю детей с растениями и животными и одновременно с условиями их обитания, и это способствует образованию о взаимосвязях в природе. Благодаря наблюдениям у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе.
Красота природы окружает их, вызывает глубокие чувства, переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Все хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем.
Удивиться, узнать, полюбить.
Мы хотим, чтоб земля расцвела,
И росли как цветы малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души.
О. Иващенко.
Воспитатель МБДОО № 7 "Радуга". |