В школе проходит значительная часть жизни человека, здесь он формируется, растет и становится личностью. И от того, в каких условиях он находится все это время, в значительной степени зависит его физическое и психическое здоровье.
В районе 13 общеобразовательных школ и 11 дошкольных образовательных учреждений. В 2009-2010 учебном году в школах обучается 3380 учащихся. В МДОУ района воспитывается 937 детей. За последние годы, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию и хроническую нехватку средств в бюджете, благодаря усилиям коллективов школ, родителей, управления образования, администрации района сделано многое по улучшению материально-технической базы школ. Но, несмотря на это, в школах и дошкольных образовательных учреждениях имеются нарушения требований санитарных норм, которые могут привести к ухудшению состояния здоровья детей. Многие недостатки связаны с тем, что здания школ и МДОУ построены по старым типовым проектам, а некоторые детские сады размещаются в приспособленных помещениях. Так, в СОШ № 1, где учатся 528 детей, обучение проводится в две смены, столовая рассчитана на 48 посадочных мест при потребном количестве 133. Требуется реконструкция пищеблока, и в СОШ № 2. В СОШ № 10 пищеблок и столовая размещены в приспособленных помещениях. Вторая очередь школы, предусматривающая строительство пищеблока, не введена в эксплуатацию. Учебные корпуса в СОШ № 12 х. Тамбовский не имеют централизованного водоснабжения, а обеспечить приток свежего воздуха в учебные помещения просто невозможно по причине ветхости оконных блоков. В этой же школе и в СОШ № 11 не оборудованы внутренние туалеты. В МДОУ «Аленка» в ст. Келермесской до сих пор не решен вопрос оборудования внутреннего туалета для старших воспитанников. Между тем, в течение ряда лет среди детей и подростков сохраняется высокий уровень заболеваемости мочеполовой системы. Анализ профилактических медицинских осмотров детей и подростков-школьников показывает, что наиболее частой патологией у детей являются нарушение осанки, сколиозы, понижение остроты зрения. Не меньшую тревогу вызывают болезни органов дыхания, пищеварения. Отмечается повышение уровня заболеваемости среди детей болезнями эндокринной системы на 20,2%. Распространенность данных патологий указывает на значительную роль не только наследственных факторов, но и факторов «школьной среды»: неблагоприятные гигиенические условия зрительной работы, нерациональное питание, малая двигательная активность и т.д. Во всех школах и МДОУ недостаточно обновляется детская и школьная мебель. В ряде случаев не проводится подбор мебели по росту детей, что приводит к нарушению осанки. Не способствует здоровью детей отсутствие душевых при спортзалах, ни одна школа не имеет комнат гигиены девушек. Оборудование спортзалов и спортплощадок оставляет желать лучшего. Теневые навесы в МДОУ «Чебурашка», «Василек» отсутствуют, что делает невозможным пребывание детей на воздухе в жаркую и ненастную погоду. Реформируя систему образования, повышая требовательность к обучению, а значит, увеличивая нагрузки на детей, мы снова забываем о том, что основой здорового организма является рациональное питание. О каком здоровье можно говорить, если ребенок, наспех позавтракав, а то и это забыв, больше половины дня проводит в школе, перехватив на перерыве между занятиями булочку, а в худшем случае пакетик чипсов и стакан газировки, купленные в магазине напротив школы. Из 3380 детей, обучающихся в школах, горячее питание получают только 56% школьников. И хотя в нынешнем году этот показатель выше, чем в прошлые годы, но он относится больше к детям, посещающим младшие классы. Только 40% детей среднего школьного возраста и 30% старшеклассников питаются в школьных столовых. Наиболее низкий охват горячим питанием в СОШ № 2, 8, 9. В соответствии с районной программой «Растем здоровыми» на питание школьников выделено 168 тыс. рублей. Конечно же, этих денег недостаточно, чтобы накормить детей. Мы можем сколько угодно пенять на наше государство: вот, дескать, зарплаты низкие, детские выплаты мизерные, но от этого нашим детям слаще не станет, и без поддержки родителей здесь не обойтись. Я думаю, главная проблема — в непонимании многими родителями важности этого вопроса. Пройдите по школе после большой перемены: в мусорных корзинах лежат пустые бутылки из-под лимонада и пепси-колы, пакетики от чипсов и сухариков. Таков ассортимент питания школьника, которому родители дали карманные деньги. Обидно, что деньги заработанные трудом пап и мам тратятся так бездумно на то, что неполезно и даже вредно для детских желудков. О какой культуре еды можно говорить! Эта ситуация напоминает дикие племена американских индейцев, которые золото меняли на «огненную воду» (так они называли водку). Давайте же не будем уподобляться диким племенам, а вспомним давние традиции русской культуры, когда вся семья, а школа — это семья, усаживалась за стол и, прочитав молитву, вкушала пищу. Школа, медики и родители должны научиться вместе решать вопросы здоровья наших детей. В. ПОСТОВАЯ.
Зам. главного врача филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Адыгея» в Шовгеновском, Кошехабльском и Гиагинском районах. |