Суббота, 20.04.2024
Дорогие земляки! Всегда рады видеть вас на нашем сайте! Давайте вместе делать нашу газету лучше. Пишите, делитесь впечатлениями, сообщайте интересные новости. Оставайтесь с нами!
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Новости загрузка новостей...
Главная » 2011 » Ноябрь » 1 » Страницы истории. Как зарождалось образование в Гиагинской. * 2.11.2011 г. № 85 (9811)
Страницы истории. Как зарождалось образование в Гиагинской. * 2.11.2011 г. № 85 (9811)
23:39
Весной нынешнего года в Майкопе в государственном гуманитарно-технологическом колледже при АГУ проходила научно-практическая конференция на тему: "Первые шаги в науке". Со своими рефератами на конференции выступали старшеклассники общеобразовательных школ Республики Адыгея, студенты вузов РА и Краснодарского края. В этом конкурсном мероприятии приняла участие и ученица Гиагинской СОШ № 1 Александра Кутузова. Ее исследовательская работа "Зарождение и развитие образования в станице Гиагинской Кубанской области (вторая половина ХIХ в. — начало ХХ в.)" заняла первое место. За что А. Кутузова награждена Почетной грамотой. Школьница разыскала для своей работы богатейший материал, который представляет ценность для современников и заслуживает того, чтобы читатели нашей газеты узнали, когда образовывались школы в ст. Гиагинской. Методическую помощь автору работы оказала научный руководитель учитель истории СОШ № 1 И. П. Геворкян.
Современная отечественная образовательная система переживает период масштабных преобразований, направленных на гуманизацию и гуманитаризацию и модернизацию процесса обучения, разработку и внедрение личностно ориентированных педагогических технологий, в связи с чем в научной литературе и средствах массовой информации активно обсуждается, в том числе, и проблема раздельного обучения мальчиков и девочек, как это было в дореволюционной России. Всестороннее изучение развития народного образования в Кубанской области, а именно в Майкопском отделе и в ст. Гиагинской в частности, привело к пониманию самобытности местных народов, осознанию недостаточности силовых мер по их включению в политико-правовое поле Российской империи и тем самым предопределило направления поисков социально-культурного синтеза. Источниковую базу работы составляют законодательные документы, архивные и опубликованные источники, статистические материалы и периодическая печать того времени. В основе исследования лежат материалы Государственного учреждения — Национального архива Республики Адыгея.
Начало всех начал
Как же развивалась система светского и религиозного образования в нашей станице? Начиналось все с церковно-приходской школы при Вознесенской церкви станицы Гиагинской. Церковно-приходские школы существовали в Российской Империи до 1917 года. Это были еще начальные школы, руководимые духовенством. Они начали создаваться в начале XVIII века. В отчете о состоянии церковно-приходской школы за 1896 год в приходе Вознесенской церкви Гиагинского района рассказывается о том, что на тот момент в ст. Гиагинской школ грамотности не было, церковно-приходская школа располагалась в собственном помещении. На жалованье учителям средств не выделялось. Учитель — Феофил Польский, окончивший курс Ставропольской семинарии, дьяконо-учитель — Митрофан Образцов из первого класса семинарии Ставрополя, имеющий право на звание учителя. 24 ноября 1897 года законоучитель церковно-приходской школы в приходе Вознесенской церкви ст. Гиагинской обращается с просьбой к председателю Майкопского отделения Ставропольского Епархиального Училищного Совета отцу протоиерею Евгению Соколову о разрешении на постройку церковно-приходской школы. Для этих целей имеются средства — 3 тысячи рублей капитала, собранного разновременно, а остальные есть надежда получить посредством пожертвований от частных слуг — благотворителей.
Среди документов сохранилась переписка отца Феофила Польского с председателем Майкопского отделения о разрешении приобрести дом священника отца Иоанна Иванова в качестве строения для школы. Отец Феофил объясняет необходимость приобретения строения тем, что "занятия ведутся в сторожке церкви, всех, желающих учиться, туда не вместить и многим приходится отказывать в приеме. Для проведения строительства необходимы дополнительные средства — около 10 тысяч рублей, т. к. строительные материалы стоят очень дорого". Уже 20 мая 1898 года Феофил Польский получает разрешение от председателя Майкопского отделения Ставропольского Епархиального Училищного Совета на покупку строения под школу, стоимостью 4 тысячи рублей. 24 декабря 1898 года в рапорте отчета школы грамоты — одноклассной школы — говорится о том, что она создана вместо послеобеденной, законоучителем в ней являлся Николай Петрович Иноков. Учащихся — 28 мальчиков, в школе имеются учебники и учебные пособия, письменные принадлежности и библиотечный фонд.
В декабре 1899 года в ст. Гиагинской появляется самостоятельная школа при второклассной школе. Так, в станице начался процесс развития школьного образования. Материалы фондов Национального архива говорят о том, что первые школы станицы содержались за счет средств пожертвований священника отца Иоанна Иванова, генерал-майора Алексея Михайловича Пентюхова, отставного есаула Василия Ивановича Бабаевского, титулярного советника Алексея Трофимовича Игнатьева. Атаман станицы Алексей Титович Кудрин также неоднократно был попечителем школы. Мещанин Бессарабской губернии Петр Савельевич Таупча тоже являлся пожертвователем в пользу школы.
Фонд ГУНА РА содержит много важных сведений, в частности, документ, в котором указана важность церковно-приходской школы, здесь же говорится о том, что "влияние ее (школы) стало сказываться особенно за последние годы 1898-1899, со времени открытия в 1892 году". Велико было нравственное влияние церковно-приходской школы — "были случаи совершенного пробуждения и исправления некоторых лиц-пьяниц; заметна любовь народа к чтению книг — просьбы от многих лиц, особенно в воскресные и праздничные дни дать им книгу почитать", прихожане стали проявлять стремление дать своим детям образование.
22 августа 1899 года священник Феофил Польский вновь обращается с рапортом к председателю Майкопского отделения Ставропольского Епархиального Училищного Совета, в котором выражает просьбу разрешить покупку еще одного дома для школы. В рапорте подробно описываются преимущества, которые получат учителя и ученики от приобретения нового здания. По данным отчета Феофила Польского о состоянии школ в станице Гиагинской можно сделать следующие выводы: на начало 1899 учебного года в станице Гиагинской было 4 школы. Первая располагалась в церковной сторожке (учитель — Константин Лаванов, учеников — 28 мальчиков), вторая находилась в наемном неудобном помещении (учитель — Авксентий Глыбко, учеников — 20 девочек), третья школа занимала наемное учебное помещение (учительница - жена калужского секретаря из 5-го класса Воронежской гимназии Вера Коврижкина, учеников — 13 девочек), четвертая школа была определена в наемном неудобном помещении (учитель — крестьянин Макарий Падалка, учеников — 10 — 6 девочек и 4 мальчика).
Очень важным документом является приговор от 17 марта 1896 года станичного сбора всех выборных "об ознаменовании приближающегося события — Святейшего Коронования Их Императорского Величества и об открытии в станице Гиагинской плюс к уже имеющимся двухклассному училищу министерства народного просвещения и женскому станичному училищу еще одного станичного мужского училища. О чем прошено будет Директору народных училищ Кубанской области". Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство церковно-приходских школ были бесплатными, создавались по инициативе приходского духовенства за собственный (а не казенный) счет в церковных помещениях или домах причта. Главной мотивацией духовенства при создании приходских школ было просвещение и укоренение в религиозной настроенности крестьянских детей. Материальное положение церковно-приходских школ было весьма скромным, учебники приобретались за счет прихода.
Реальные преобразования системы образования начались только в 1864 году, когда вышло "Положение о начальных народных училищах", которое окончательно поставило точку в соперничестве светской и церковной школы. Согласно ему все церковно-приходские школы духовного ведомства, открываемые православным духовенством в городах, посадах и селах, с пособием или без пособия от казны, местных обществ и частных лиц становились подчиненными светским училищным советам. Так начали создаваться министерские школы, в частности мужское начальное училище в станице Гиагинской. Первое училище, подведомственное министерству народного просвещения, в станице появилось не позже 1899 года. Было оно одноклассным мужским, то есть в нем учились только мальчики, выходцы из казачьих семей. Детей иногородних в такие училища принимали только за плату. Училищное здание было собственным, в нем находилось 4 классных комнат. О каждой из них есть описание, вот одно из них: 1-й класс — длина 18 аршинов 4 вершка, ширина 10 аршинов 7 вершков, высота 5 аршинов 15 вершков, воздуха 1131 куб. аршин. На одного ученика приходится воздуха в 1-м классе — 16 куб. аршинов, во 2-м — 16, в 3-м — 16, в 4-м — 69. В 1-м классе на 1 кв. аршин площади пола приходится 36,4 кв. аршина оконного стекла, во 2-м — 55, 5, в 3-м и 4-м — по 38. Аршин, как известно, русская мера длины, равная 0,71 метра и вершок тоже старая русская мера длины, равная 4,4 см. Такие подробные данные, содержащиеся в отчете, говорят о том, что, по всей вероятности, в начале XX века существовали специальные стандарты и нормы содержания классных помещений, за которыми строго наблюдали инспектора дирекции народных училищ. При народном двухклассном училище имелся земельный участок 300 десятин (одна десятина равна 1,09 га), заарендованный по 2415 рублей в год. Всего по списку учащихся было 138 мальчиков.
8 октября 1902 года Гиагинское народное училище посетил Директор народных училищ Кубанской области, о чем в своем рапорте на имя инспектора народных училищ Кубанской области IV района докладывал заведующий Гиагинским народным училищем Лавровский. В этом рапорте он указывает, что "Директор нашел училище в хорошем состоянии, хотя и отметил, что маловато места". В феврале 1903 года на имя Директора народных училищ Кубанской области направляется ходатайство о пристройке к двухклассному училищу и о покупке соседнего со школой двора Мухашевой "с целью расширения школьного двора для занятий садоводством, огородничеством, создания лучших условий для работы учителей и занятий учеников". Попечительский совет играл важную роль в финансировании училищ и обеспечении их учебными предметами.
Работа женского училища в станице Гиагинской в начале XX столетия была налажена должным образом, о чем свидетельствуют данные ревизионной описи от 1902 года. В этом документе говорится о том, что на содержание женского училища в 1902 году отводилось 963 рубля. Эти данные позволяют сравнить развитие женского и мужского образования в станице Гиагинской. Следует отметить, что образование девочек в станице было еще в зародышевом состоянии и его становление — это итог исключительного самопожертвования и показатель мужества первых учительниц станичных женских училищ. Помещение женского начального училища было собственным, в удовлетворительном состоянии. Кубическое содержание классной комнаты — 925 куб. арш. На каждую ученицу приходилось 16 куб. арш. воздуха. Учащихся по списку всего — 57.
Важная роль в процессе образования конца XIX — начала XX века отводилась чтению и привитию народу навыков любви к литературе. В школе девочкам давались разнообразные знания— как нравственного, так и исторического и развивающего содержания. Станичный атаман, урядник Головинов, к нуждам школы относился внимательно, старался помочь материально при любой возникающей возможности. Личный состав служащих школы был следующим: почетный блюститель Иван Данилович Ковшаров, законоучитель Валентин Николаевич Тихов - священник, учительница Ирина Яковлевна Волобуева. Учительница женского народного училища Волобуева постоянно заботилась о пополнении школы учебниками, учебными предметами. Девочек в школу принимали с 9 лет, считалось, что до этого времени они еще малы для учебы. Родителям учительница рекомендовала покупать детям книжки с картинками, чтобы развить в них любовь к чтению и усидчивость в учебе. Характер государственной политики по отношению к светской и церковно-приходской школам в данный период определялся двумя тенденциями. Первая отразилась в стремлении власти к преобразованию "косной" российской действительности по "просвещенному" западноевропейскому образцу, что проявилось в секуляризации системы образования (т.е. в устранении влияния в ней церкви и духовенства), а также в предоставлении народу значительного количества прав и свобод, в том числе и в области народного просвещения. Вторая тенденция характеризовалась осознанием правительством того факта, что твердую опору своей власти оно может получить только через духовно-нравственное воспитание народа, которое осуществлялось по большей части в церковно-приходских школах. Поэтому в конце XIX века правительство обратило, наконец, свой взор на развитие церковных школ. Однако это не помогло остановить рост влияния светской школы.
Во второй половине XIX века в станице Гиагинской шел процесс становления и развития первых начальных школ как религиозных (Вознесенская церковно-приходская школа), так и министерских (мужское и женское начальные училища). Внутренний строй жизнедеятельности данных типов школ был направлен на практическое осуществление поставленных перед ними задач. Так, в церковно-приходской школе реализация образовательных задач являлась второстепенной. В первую очередь, священник был обязан обеспечить христианское воспитание детей. Основными предметами были Закон Божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати и письмо, начальные арифметические сведения. Светская школа заботы о нравственном развитии учащихся отодвинула на второй план, ограничиваясь, главным образом, сообщением знаний и умственной гимнастикой. Поэтому образовательный процесс в ней был поставлен достаточно неплохо, последние новинки педагогической науки использовались достаточно широко и быстро внедрялись в обучение. При отборе преподавателей решающее значение отдавалось образовательному уровню, а также приверженности "прогрессивным" либеральным взглядам. Религиозность в министерской школе была не в почете.
Первые учителя
В допетровской Руси чуть ли не единственным учителем в школе был священнослужитель. Причем русское православное духовенство представляло такой запас просветительных сил, какое не имело тогда ни одно ведомство, не исключая и министерства просвещения. В целях реализации данной задачи в 1886 году при духовных семинариях были учреждены "образцовые" начальные училища, служившие для практической подготовки воспитанников семинарии к будущей деятельности в званиях законоучителей и учителей церковно-приходских школ. Училища эти создавались по типу церковно-приходских школ и служили для них образцом в каждой епархии. В министерской школе учительские кадры имели очень разнородный состав. Но уже с 1868 года, когда четко обозначилась тенденция на приобретение светского характера в образовании, начались поиски путей подготовки своих учителей для начальных школ. Главным критерием, определяющим уровень ее деятельности, министерство народного просвещения считало образовательный ценз учителей. Учитель должен был обладать общим образованием не ниже среднего, но более глубоким; серьезным специальным педагогическим образованием и непрерывно работать над пополнением и углублением своих знаний.
Первыми учителями первой церковно-приходской школы в станице Гиагинской, о которых упоминается в документах архива, были Феофил Польский, а также дьяконо-учитель Митрофан Образцов. Отец Феофил сыграл огромную роль в становлении образования в станице Гиагинской. Он был бессменным учителем первой школы, инициатором открытия в станице новых школ. Священник Феофил Польский пользовался неоспоримым авторитетом у станичников и у казачьего войска. Его просили быть блюстителем начальных училищ, на что он дал свое согласие. Учительница женского начального училища Ирина Яковлевна Волобуева вышла из последнего класса женских педагогических курсов, имела свидетельство на звание учительницы. Эта женщина стала первой "образованной ласточкой" в безграмотном станичном обществе. Рано потеряв мужа, она сама воспитала двоих дочерей, дала им учительское образование и просила инспектора начальных училищ устроить их учительницами в Майкопском отделе.
Просветительская деятельность учителей не ограничивалась лишь преподаванием на уроках. Выполняя задачу распространения грамотности среди школьного возраста, они не оставляли без внимания и взрослое население. С этой целью духовным ведомством устраивались при церковных школах религиозно-нравственные чтения, велись воскресно-повторительные и вечерние занятия со взрослыми, устраивались школьные библиотеки и библиотеки-читальни.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что основной особенностью становления образовательного процесса в станице Гиагинской является своеобразие этнокультурной, этноконфессиональной жизни различных этнических сообществ и групп. Это позволяло местным народам, в частности казакам, длительное время сохранять свою самобытность, собственные отличительные этнокультурные черты. Народное образование станицы причудливым образом совмещало в себе, с одной стороны, элементы общероссийского образования, а с другой — собственные областные образовательные и воспитательные традиции. В условиях реформирования сегодняшней системы образования Российской Федерации было бы неправильно игнорировать тот богатый опыт в деле народного просвещения, который был приобретен русской школой за всю ее богатую историю.
Просмотров: 1534 | Добавил: Sat | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 3
2 Ирина  
0
Прошу автора этой статьи связаться со мной по электронному адресу, так как я ищу историю своего рода. Меня интересует, откуда взяты сведения о переписке моего прадеда Феофила Польского насчет открытия церковно-приходских школ в Гиагинской? Буду признательна за ответ!!!

3 Sat  
0
Свяжитесь с редакцией по электронной почте redflagkz@yandex.ru

1 Ирина  
0
Феофил Польский - мой прадед. Спасибо за статью!

Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 276
Советская Адыгея
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Новости загрузка новостей...
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz