Сегодня много говорят про то, что роль учителя изменяется, — это должен быть фасилитатор (человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию), навигатор, наставник. Но кто и где учит этому учителя?
Эксперты Всероссийской выездной школы педагогов предложили учителям рассказать чему они хотят учиться. Оказалось, большинство педагогов (65%) в первую очередь интересуют коммуникативные и психологические практики; 15% опрошенных приоритетным для себя считают и вовсе личностное развитие, а не профессиональное, и ждут тренингов по тайм-менеджменту, технологиям лидерства; 10% хотят повысить уровень знаний в области информационно-коммуникационных технологий и построения цифровой среды и только 5% хотели бы лучше понимать принципы создания рабочих программ в соответствии с ФГОС. Теперь совершенно очевидно, что содержание диктует и формат: никаких лекций, только интерактивная проектная работа, мастер-классы, групповая рефлексия, дискуссии, вдохновляющие встречи.
Именно в таком формате вот уже третий год проходит межрегиональный молодежный педагогический форум "Учитель вчера. Сегодня. Завтра…". Целью такого мероприятия является не только формирование гражданской позиции и активного профессионального отношения к совершенствованию системы образования молодых педагогических работников, но и обобщение, распространение эффективной педагогической практики учителей — победителей Всероссийского и регионального этапов Всероссийского конкурса "Педагогический дебют", а также раскрытие творческого потенциала и самореализации молодых педагогов.
Форум был организован и проведен министерством образования Ростовской области, ГБОУ ДПО РО "Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования". При поддержке министерства образования и науки республики Адыгея, регионального клуба "Учитель года Адыгеи" на форум поехала делегация молодых и перспективных педагогов республики, среди которых была и учитель русского языка и литературы СОШ № 8 Светлана Сергеевна Дюмина.
В рамках трехдневной программы молодые педагоги не только участвовали в мастер-классах корифеев учительства, работали в творческих мастерских победителей конкурса "Педагогический дебют", но и развивали лидерские качества, навыки командной работы в рамках тренинга "Мы в начале профессионального пути".
В этом году второй день форума был посвящен проблеме сохранения русского языка и прошел под девизом: "С русским языком можно творить чудеса" (К. Паустовский), в работе секции учителей русского языка и литературы была открыта дискуссионная площадка "…И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово" (А. Ахматова). Кроме того, организаторами форума подготовлен и проведен педагогический квест "Портрет молодого профессионала", в котором приняли участие все делегации, представители 10 регионов России. И, конечно же, вдохновляющие встречи молодых учителей, новые знакомства, участие в живой деятельности, где нет шаблонов. Выстраивать свою личную траекторию профессионального развития — тяжелый труд, но результат того стоит.
Е. Медведева.
Председатель муниципального клуба "Учитель года Гиагинского района" |