Сегодня во многих школах снова вводят единую ученическую форму. Хорошо это или плохо? Форма — средство поддержать дисциплину или насилие над свободной личностью? Многие задаются вопросом: "Кто и когда вообще придумал эту форму?" Действительно, кто? Петр I. Если это имя ассоциировалось у вас лишь с окном в Европу, то спешу вам сообщить, что Петр Великий был очень разносторонним человеком, и, наверное, не было области, в которой он не провел бы реформ. И в институте благородных девиц, созданном Екатериной II, была форма: в обычные дни зеленые платья из плотной шерстяной ткани — камлота — с белой пелериной и фартуком из холста, а в праздничные дни — платья белые коленкоровые с пунцовыми поясами и коленкоровым фартуком. Школьной форме отдавали предпочтение многие российские правители: Павел I, Николай I, Александр III, Иосиф Сталин… В свободное от государственных трудов время они сами ее придумывали для военных и инженеров, чиновников и чиновниц, гимназистов, пожарных и железнодорожников. А что думают сейчас родители учащихся о школьной форме? Это и стало темой общешкольного родительского собрания, прошедшего в марте в МБОУ СОШ № 1. Как ни странно, но многие родители говорят, что хотели бы увидеть на своих детях традиционную школьную форму: "Когда все в единой форме, то в школе ощущается порядок и дисциплина!", "Форма, конечно, нужна. Удивляет безразличие тех родителей, которые видят, что их дети наряжаются в школу, как на дискотеку, но молчат", "Я ничего не имею против формы, но и без нее, по-моему, неплохо". Так отвечают родители. А что говорят по этому поводу ученики? По мнению большинства школьников, школьной формы быть не должно, но определенные рамки в одежде нужны. "Лично мне форма не нужна. Когда все одеты одинаково, класс больше похож на батальон", "Зачем она? Неужели вам не надоест носить каждый день одно и то же?", "У этого есть свои плюсы и минусы: не нужно думать, что бы тебе сегодня одеть, но, с другой стороны, у всех разные вкусы". Что же послужило основной причиной отмены школьной формы в 1992 году? Появилось мнение (заметьте, в основном, самих школьников), что навязывание одежды, стиля и прочего бьет по их самолюбию, ограничивает их права и не дает раскрыться его личности, то есть, одежда для них — один из способов самовыражения. Отсутствие единой школьной формы также усиливает социальное неравенство. Дети из небогатой социальной прослойки населения чувствуют себя менее уверенно и зачастую начинают комплексовать по поводу своего внешнего вида. Это достаточно часто приводит к тому, что они перестают учиться и начинают себя чувствовать людьми "второго сорта", это влияет на формирование их как личности и оставляет отпечаток на всю жизнь. Школьная форма просто необходима, потому что она дисциплинирует. Одежда обязывает к определенному поведению. Безусловно, не одежда красит человека. Ну вот, например, попробуйте надеть что-либо абсолютно несоответствующее вам, что-то, что абсолютно никогда не носили. И то, что противоречит вашему вкусу и стилю. Интересно, как вы в этом на улицу выйдете... Вы сразу станете неуверенно себя чувствовать. И со временем станете подчинять себя образу, который создает одежда. Нужно заметить, что форма не приглушает самолюбие и самоутверждение, если к ней относиться как к необходимости. Ведь все согласны, что у милиционеров и официантов должна быть форма, что, зайдя в уважающую себя фирму, ожидаете увидеть людей в деловых костюмах. Это определенные нормы, принципы, дисциплина. И вполне возможно, что того же банкира вы через час увидите на байке с банданой. Не думаю, что он считает, что деловой стиль на работе бьет по его самолюбию. Рассматривая все "за" и "против" на собрании было принято решение, о том, что с сентября 2013 года в нашей школе, так же как и во всех школах района, будет введена школьная форма. Обучающиеся должны будут посещать уроки в одежде делового стиля. Это никак не повлияет на проявление индивидуальности учеников и в то же время придаст опрятность их внешнему виду. На собрании ученики продемонстрировали несколько фасонов одежды, которые могут при выборе стать единой формой для школьников. Е. Коханова. Старшая вожатая. |