Тенденция к либерализации уголовно-правовой политики в настоящее время получила свое развитие не только в сокращении видов наказаний, но в предложениях по упразднению нижнего предела лишения свободы в санкциях статей особенной части УК РФ. При этом нижний предел санкций будет упразднен, в частности, за кражу, грабеж, разбой, насильственные преступления против личности. Соответствующий законопроект о смягчении уголовных наказаний подготовлен министерством юстиции Российской Федерации. Предлагаемые поправки позволят значительно сократить численность заключенных в исправительных учреждениях. С той же целью инициаторы законопроекта предлагают дополнить ряд санкций штрафом и исправительными работами в качестве альтернативного наказания лишению свободы. После того как пару лет назад в Уголовный кодекс были внесены значительные изменения, за решеткой остались, как утверждают в федеральной службе исполнения наказаний, только самые отъявленные преступники. Это убийцы, насильники, грабители и им подобные типы. Для таких наказание остается прежним: тюрьма, и только тюрьма. Обязательные работы, условный срок и прочие новшества нужны тем, кто не так уж и опасен социально и имеет все шансы стать нормальным гражданином. Поэтому и разрабатываются такие виды наказания, чтобы, как ни парадоксально звучит, в тюрьму было сложнее попасть. Минюст предлагает расширить круг запретов и условий, налагаемых по суду. Предположительно, к данному наказанию будут осуждаться до 40-50 тысяч человек в год. Естественно, это прибавит и работы уголовно-исполнительным инспекциям. Как контролировать всех "условно посаженных" и приговоренных к труду? Почти все вопросы снимает инструкция о порядке исполнения наказаний без изоляции от общества. "Почти все", потому что какие-то вопросы всегда добавляет сама жизнь. Безусловно, эту инструкцию будет нелишне прочитать не только сотрудникам инспекций, но и самим осужденным. Отсутствие альтернативных видов наказаний объективно приводит к увеличению числа осужденных, направляемых в исправительные учреждения. Содержание такого большого количества граждан в исправительных учреждениях тяжким бременем ложится на бюджет государства, сдерживает решение многих социальных задач, способствует распространению обычаев и традиций криминальной среды среди населения. Озабоченность федеральной власти этой проблемой нашла отражение в Послании Президента РФ Федеральному собранию от 18 апреля 2002 г., в котором В. Путин, в частности, отметил: "Сегодня за преступления небольшой и средней тяжести фактически следуют те же самые санкции, что и за тяжкие. Преступность от этого не уменьшается, а люди — только ожесточаются. Между тем уже по действующему законодательству у судов есть возможность вместо лишения свободы применять штрафы и другие, более гуманные, меры наказания. Считаю, что применение наказаний, не связанных с лишением свободы — там, где, конечно, это обоснованно… — должно стать широкой судебной практикой. К сожалению, анализ судебной практики последних десяти лет под этим углом зрения демонстрирует прямо противоположные тенденции. В 1997-2000 годах происходило последовательное снижение удельного веса приговоров к мерам уголовно-правового воздействия, не связанным с лишением свободы (1997 — 59,4%, 1998 — 56,5%, 1999 г. — 58,3%, 2000 — 51,3%). Лишь в 2001 произошел некоторый их рост — до 59,9%. Наказания (альтернативные лишению свободы) составляют лишь 5%, причем удельный вес каждого из них имеет устойчивую тенденцию к снижению. Так, в 1997 к наказанию в виде исправительных работ было осуждено 69,6 тыс. человек (6,9% всех осужденных без лишения свободы), а в 2001 — только 61,1 тыс. человек (5%). В качестве дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в 1997 было назначено 3 тыс. человек (0,3%) и в качестве основного наказания — 80 осужденным, что составило 0,008% от всего количества осужденных. В 2001 г. данный вид наказания в качестве дополнительного был применен лишь к 200 осужденным (0,01%), а в качестве основного наказания вообще не применялся. К наказанию в виде штрафа в 1997 году было осуждено 79,8 тыс. человек (7,9% всех осужденных), а в 2001 г. — 73,2 тыс. человек (5,9%). В результате за пять лет, прошедших с момента вступления в силу УК РФ, объем применения наказания в виде лишения свободы остается практически неизменным. Однако, с учетом роста общего числа всех осужденных за совершение преступлений (с 1 млн. 13,4 тыс. человек в 1997 до 1 млн. 233,7 тыс. в 2001) абсолютное число осужденных к лишению свободы не только не снизилось, но даже возросло почти на 34 тыс. человек — с 331 тыс. в 1997 до 364,9 тыс. в 2001). К альтернативным наказаниям как таковым, в среднем приговариваются лишь 5% осужденных, причем в ряде случаев эти наказания назначаются в качестве дополнительного к основному — лишению свободы. Что касается практики применения альтернативных видов наказания на примере Гиагинского районного суда, следует сказать следующее: — В 2011 году в Гиагинский районный суд поступило 168 уголовных дел в отношении 192 лиц. Из данной статистики уголовных дел можно выделить следующее количество и виды применяемых альтернативных наказаний: — сорок шесть человек были осуждены к реальному лишению свободы за преступления различной степени тяжести; — сто сорок шесть человек были осуждены за преступления различной степени тяжести с применением различных альтернативных видов наказания, таких как: — к реальному лишению свободы условно было осуждено 24 человека, а также 6 — были осуждены к лишению свободы условно с назначением штрафа. В отношении несовершеннолетних применены принудительные меры воспитательного воздействия в 11 случаях; — медицинского характера — в 2 случаях; — в 20 случаях производство по уголовным делам было прекращено за примирением сторон; — обязательные работы применены в 49 случаях; — исправительные работы были назначены в отношении 9 лиц; — ограничение свободы применено к 7 лицам; — назначен штраф в 18 случаях. Данные показатели применимы для сравнительного анализа общего применения федеральными судами альтернативных видов наказания при вынесении обвинительных приговоров и постановлений. Показатели за 2011 год по применению альтернативных видов наказания в уголовном судопроизводстве по Гиагинскому районному суду Республики Адыгея говорят о том, что нашими судьями широко применяются различные альтернативы реальному лишению свободы, такие как штраф, ограничение свободы, обязательные и исправительные работы и т. д. При вынесении обвинительного приговора или постановления по уголовному делу суд руководствуется, прежде всего, следующими факторами: был ли обвиняемый ранее судим или нет, его характеристикой, работает он или нет, наличие рецидива и непогашенных судимостей на момент совершения преступления, а также возможность исправления обвиняемого без реального лишения свободы и изоляции его от социально-здорового общества. Проведенный анализ правового регулирования уголовно-правовых мер в отечественном законодательстве свидетельствует о многообразии в этом отношении. И следует отметить, что российское уголовное право значительно продвинулось вперед в части восприятия зарубежного и международно-правового опыта решения тех или иных вопросов, аналогичные меры установлены в российском уголовном праве. Изменения, внесенные в УК РФ, служат правовой базой для укрепления тенденции к расширению практики применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, а повышению их значения в правоприменительной практике. Альтернативные виды наказания будут способствовать более эффективному исправлению осужденного без его изоляции от общества. Система исполнения наказаний, прежде всего, должна исправлять человека, а не карать его. Е. Неверов. Судья Гиагинского районного суда. |