Пятница, 29.03.2024
Дорогие земляки! Всегда рады видеть вас на нашем сайте! Давайте вместе делать нашу газету лучше. Пишите, делитесь впечатлениями, сообщайте интересные новости. Оставайтесь с нами!
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Новости загрузка новостей...
Главная » 2011 » Декабрь » 4 » Консультация логопеда. Родителям о заикании. * 3.12.2011 г. № 94 (9820)
Консультация логопеда. Родителям о заикании. * 3.12.2011 г. № 94 (9820)
18:37
Заикание — зто сложное нарушение речи, при котором наблюдается расстройство ее нормального ритма, темпа и плавности, непроизвольные остановки или повторения отдельных звуков и слогов в момент произнесения. Оно может возникнуть при нехватке элементарного словарного запаса и грамматических средств для выражения своих мыслей. Его могут вызвать сильный испуг, физические наказания, следствие подражания, повторение сложных непонятных слов и др.
Основным внешним признаком заикания являются возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Чем чаще и длительнее судороги, тем тяжелее форма заикания. Когда дефект прогрессирует, могут возникнуть сопутствующие движения (судорожные движения различных групп мышц внеречевой мускулатуры: лица, шеи, туловища, конечностей. Они могут не зависеть от воли говорящего. Это: зажмуривание глаз, моргание, раздувание крыльев носа, опускание или откидывание головы и т.д.) Заметив однажды, что то или иное сопутствующее движение помогло в разговоре, заикающийся начинает применять его сознательно. У него появляется уверенность — что подобные приемы значительно ослабляют заикание. В дальнейшем, как правило, эти приемы не только не облегчают, но, напротив, еще больше затрудняют речь.
Степень заикания постепенно меняется. Однажды возникнув, заикание, как правило, не "стоит на месте" и без специального логопедического воздействия усиливается. Оно также может усиливаться в момент болезни, переутомления, очень подвижных игр. Наблюдаются колебания в степени заикания в связи с погодой, временем года, условиями жизни, питанием. Но и само усиление заикания весьма изменчиво, что обусловлено самыми разными обстоятельствами. Так, один и тот же ребенок наедине с собой, с игрушками, как правило, говорит без запинок, но присутствие других действует на его речь по-разному. Разговор с людьми, с которыми он чувствует себя спокойнее, обычно не вызывает больших затруднений. Беседа же с теми, кого он боится или стесняется — сразу же вызывает усиление заикания. Наблюдая ребенка во время приступа, можно видеть, как напрягаются мышцы губ, языка, шеи, в органах голосообразования. От правильности выявленных симптомов заикания, от знания факторов его осложняющих, в значительной степени зависит выбор наиболее рационального и зффективного пути коррекционной работы. Как только появились симптомы заикания, (а они обычно возникают в раннем детстве от 2 до 5 лет) необходимо показать ребенка врачу-психоневрологу или невропатологу, только он может дать заключение о том, какого вида зто заикание, а затем показать логопеду. Заключение врача поможет логопеду понять природу дефекта и применять более эффективные средства и приемы работы по устранению заикания. Устранять этот дефект необходимо сразу же, как только он появился. Иначе заикание закрепится и станет стойким, а в школьном возрасте начнет прогрессировать.
Большую помощь в устранении заикания могут оказать и родители, так как считается общепринятым, что устранение заикания должно проводиться только комплексно. Это комплексное воздействие проводится в следующих направлениях:
— лечебное укрепление нервной системы (назначения врача);
— логопедическое воздействие;
— работа родителей дома (по рекомендации логопеда).
Если же нет возможности показать вашего ребенка специалистам, хочу дать следующие рекомендации родителям дошкольников (4-6 лет). Работу с детьми следует начать с режима ограничения речи. В связи с этим родителям рекомендуется.
1. Выработать у ребенка умение играть молча, заниматься рисованием, лепкой, конструированием, мозаикой и другими настольными играми.
2. Меньше задавать вопросов и требовать словесного ответа (особенно полного).
3. Речь взрослого должна быть образцом для ребенка. Говорить надо спокойно, не спеша. Можно поиграть с детьми в игры типа: "Слушай и выполняй".
Цель таких игр: понимание словесных инструкций, выполнение ряда действий в заданной последовательности, формирование внимания. Беседа дома по таким темам, как, например: "Фрукты", "Овощи", "Посуда", "Мебель", " Птицы" и т. д., где активная роль отводится взрослым, а с ребенком можно закрепить лепкой, рисованием. Этим можно развивать у детей: мышление, внимание, усидчивость, мелкую моторику рук и т.д. Также, очень важно при заикании проводить с детьми расслабление. Это способствует исправлению речи. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия обеспечивается общим мышечным расслаблением.
Обучая ребенка, необходимо самим показать соответствующие движения. Например: предложить, сделать ручки "вялыми, как кисель", или "как лапша". Ощутить расслабление мышц живота поможет сравнение с мячом, из которого вышел воздух. В момент расслабления у детей глаза закрыты и наступает полное спокойствие. При возбуждении или волнении детям надо напоминать известные формулы: "Я спокоен. Дышится легко, ровно, глубоко".
Родители могут проводить расслабление перед сном, когда ребенок лежит в кроватке. Для усиления эффекта расслабления можно легко поглаживать грудь и руки ребенка, чуть касаясь их ладонями. Желательно, чтобы вечернее расслабление переходило в естественный сон: "Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем…". Занятия по расслаблению проводятся только словом и под руководством и рекомендацией логопеда. Следует учитывать, что заикающиеся дети очень ранимы, обидчивы и занятия с ними надо проводить все время поощряя их, подбадривая. Взрослые всегда должны помнить, что мышечное расслабление и внутреннее спокойствие — необходимое условие для исправления заикания. И поэтому дома у ребенка должна быть создана доброжелательная атмосфера, так как излишние волнения вредны для его нервной системы. Большое значение имеет и то, насколько умело и точно будут выполнять рекомендации врача и логопеда родители, насколько организуют общий и речевой режим ребенка.
О. Воробьева.
Логопед МБДОУ "Радуга".
Просмотров: 710 | Добавил: Sat | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 276
Советская Адыгея
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Новости загрузка новостей...
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz