Пятница, 19.04.2024
Дорогие земляки! Всегда рады видеть вас на нашем сайте! Давайте вместе делать нашу газету лучше. Пишите, делитесь впечатлениями, сообщайте интересные новости. Оставайтесь с нами!
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Новости загрузка новостей...
Главная » 2015 » Февраль » 13 » К 70-летию Великой Победы. Партизанское движение в Адыгейской области. * 14.02.2015 г. № 10 (10141)
К 70-летию Великой Победы. Партизанское движение в Адыгейской области. * 14.02.2015 г. № 10 (10141)
09:01

21 июня 1941 года по распоряжению Гиагинского райвоенкома Н. Садовского военнообязанным было приказано явиться к зданию Дондуковского сельсовета к 19 часам с однодневным запасом продуктов. После работы и быстрого ужина, я с другими товарищами механизаторами прибыл к указанному времени. Проверка, построение — и в 21 час вышли на марш. Прошли центр станицы, вышли на главную магистраль — шоссе Дондуковская — Гиагинская. Начал моросить дождик, поход был затруднителен, к  ногам  липла грязь. Когда дошли до просёлочной дороги, пересекающей профиль и идущей от разъезда Назарова на отделение совхоза "Труд", то свернули налево и вышли на просёлочную дорогу. Колонна направилась на отделение. Дождик усилился, идти стало совсем тяжело, липкая грязь почвы предкавказского чернозёма налипала на обувь и с большим трудом счищалась с неё. Пришла колонна на отделение совхоза в начале часа ночи. Сделали остановку на отдых. На месте нам рассказали о целях и задачах похода: "Тактическое учение четырёх районов — Гиагинского, Шовгеновского, Кошехабльского, Майкопского". После короткого отдыха, были отправлены разведчики в разных направлениях, а вскоре двинулась и наша колонна. На заре "завязался бой с противником", и к часу дня закончились учения. Подведение результатов учения, короткий митинг. Гиагинцы оказались победителями.
 На митинге нам сообщили о том, что фашистская Германия по-бандитски, без объявления войны, напала на нашу Советскую Родину. После митинга начали разъезжаться по домам. Наши механизаторы и другие товарищи не все уехали на автомашинах, не хватило места. Я с товарищами пошёл пешком, и в пути нас должны были встретить автомашины, чтобы довезти домой. Но мы их не дождались, в станице уже проводилась мобилизация в ряды Красной Армии. В Дондуковскую мы пришли на заходе солнца. Не успел поесть, как к моему двору из МТС подъехала легковая машина. Приезжаю туда, директор вручает мне удостоверение о брони и приказ по МТС о назначении меня старшим агрономом (занимавший эту должность Колесников уже был призван в армию). И тут же даёт задание: "Не медля ни одной минуты выехать в тракторные бригады. В ночь отправить гусеничные трактора для поставки в армию".
22 июня 1941 года стал роковым днём для дондуковцев и всего советского народа. Начались тяжёлые будни военного времени.
Проводы лучших людей на защиту Родины. Я не писатель, но взялся за перо потому, что меня просили учащиеся школы № 19 рассказать на страницах газеты "Красное Знамя", как в годы войны, в годы тяжёлых испытаний мы жили и трудились. В тылу работали, не покладая рук, под девизом: "Всё для Победы над врагом!". Народ боролся с коварным и злобным врагом и вышел победителем в этой борьбе.
 Как участнику священной борьбы Советского народа за свою независимость и свободу, мне хочется рассказать своим землякам — станичникам, и в первую очередь нашей молодёжи, обо всём, что я видел и пережил в те годы.
Каждый день уходили на фронт мужчины, а на их место становились женщины и девушки, старики и несовершеннолетние дети, которые работали днём и ночью, не покладая рук, с удвоенной энергией. До оккупации немцами нашей территории и после освобождения женщины и девушки занимали посты, вместо ушедших им близких  сердцу людей, и работали за двоих, за троих. МТС (машино-тракторная станция) ощущала недостаток мужских кадров, ряды механизаторов — трактористов, комбайнёров, прицепщиков пополнялись женским персоналом. Механизаторами стали молодые женщины и девушки Вера Криворучка, Вера Долженко, Нина Шалаева, Миланья Ничволодова, Анастасия Верещагина и другие. Председателем сельского Совета была Нина Николаевна Токарева, председателем колхоза имени Сталина работала Анастасия Ерина. В сельпо и Совете трудились П. С. Абашева, Колесникова, Спивакова. Агрономы МТС обслуживали 17 тракторных бригад. Мария Игнатьевна Верютина обслуживала колхозы Сергиевского сельсовета, Татьяна Щетинкина работала на участке Тамбовского сельсовета, Назилина обслуживала колхозы Дондуковского сельсовета.
Убрать урожай сельскохозяйственных культур в первый год военного времени из-за отсутствия квалифицированных механизаторских кадров и недостатка техники было очень сложно. Вручную почти полностью убирался подсолнечник, не говоря о кукурузе и других культурах. Очистка зерна, поступающего от комбайнов, тоже производилась вручную круглосуточно. Уборка затягивалась.
 Подготовка почвы под озимые, вспашка  зяби, а также посев озимых производился с затяжкой до поздней осени, с плохой агротехникой и недосевом озимой пшеницы по колхозам Дондуковского сельсовета около 2000 га под урожай 1942 года. В феврале 1942 года установилась сухая и тёплая погода. По инициативе работников МТС в тайне от районного и областного руководства, было созвано совещание председателей колхозов по вопросу посева озимых на этих двух тысячах гектаров. На нем было принято решение: "Ночью организовать сеяльщиков и с утра приступить к севу озимой пшеницы по вспаханной почве под зябь". Сев проводился под девизом: "Получить 8-10 центнеров озимой пшеницы с гектара, это будет служить ударом по врагу".
План сева был выполнен с превышением. Могли бы и продолжить сев, но ночью выпал снег до 30-35 см глубиной. Весенне-полевые работы проводились тоже с затяжкой, не вложились в агрономические сроки.
Урожай озимых был очень хорошим, первый обмолот давал по 25 центнеров  зерна с гектара. Даже яровизированная ВИМ пшеница обещала не менее 18-20 центнеров с гектара. Многие посевы озимой пшеницы почти полностью были уничтожены клопом — черепашкой. Отдельные председатели колхозов даже предлагали сжечь полностью некоторые участки.
29 июня 1941 года Центральный Комитет ВКП(б) в специальном постановлении изложил чёткую и ясную программу разгрома врага, а 30 июня был создан Государственный Комитет Обороны во главе с И. В. Сталиным. В соответствие с постановлением Гиагинский райком партии и райисполком организовали истребительный батальон по борьбе с бандитизмом и немецкими захватчиками под командованием Стефана Федотовича Гукова, начальником штаба был назначен Иван Григорьевич Бугров, комиссаром — Иосиф Павлович Бугрименко. Батальон разместился в Гиагинской, в помещении бывшей ветлечебницы в центре станицы (сейчас там районный Дом культуры). Днём работали, а ночью  гиагинчане несли караульную службу в казарме.
Приступили к закладке баз с продуктами в Кужорском лесу и в Ульке, недалеко от Келермесской. Руководил закладкой продуктовых баз председатель Гиагинского сельпо Александр Васильевич Глухов, работали с ним и другие товарищи.
1 августа 1942 года я получил повестку о призыве в армию. На другой день уже стоял в строю, ожидая отправки. Вдруг подходит ко мне человек в штатской одежде и спрашивает: "Вы будете Пупков Григорий Васильевич, агроном из Дондуковской МТС ?" — "Да, я", — отвечаю. Тогда он подает команду: "Выйти из строя!"  я  в недоумении не выполняю его приказа. Заметив мое замешательство, он более строгим голосом повторил команду о выходе из строя (позже я узнал, что это был начальник штаба истребительного батальона И. Г. Бугров). Я вышел, мне он дал список с фамилиями людей, и приказал быстро обойти все колонны, которые через 20-25 минут отправятся на марш, и найти этих людей. Затем отправить их в казарму, самому же пойти в райвоенкомат и забрать на них документы. Задание было выполнено не полностью, так как некоторые товарищи из списка были направлены раньше на марш. Об исполнении задания доложил Бугрову. Потом мне было дано задание отобрать пять человек для проверки отступающих наших воинских частей на дороге Дондуковская-Гиагинская по шоссе, идущему к железнодорожной станции. Сутки пришлось дежурить, а по возвращению в казарму, один из группы, бывший работник РайЗО (Районный зоотехнический отдел —  при райисполкоме), оставил винтовку и ушёл в неизвестном направлении. Ночью 3 августа меня вызывают в РОВД (районный отдел внутренних дел — милицию). Иду и мечтаю, что мне будет "накачка" за ушедшего из группы ветработника, изменившего своей Родине. Когда зашел  в помещение,  там сидели товарищи из других взводов (9 человек). За столом — секретарь райкома партии, товарищ Бугрименко Иосиф Павлович; начальник райотдела милиции, Поздняков Пётр Гаврилович; начальник Госбезопасности Петрушков Михаил Герасимович.
Материалы из фондов Гиагинского районного краеведческого музея.
 (Продолжение  следует).

Просмотров: 381 | Добавил: Sat | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 276
Советская Адыгея
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Новости загрузка новостей...
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz