Пятница, 29.03.2024
Дорогие земляки! Всегда рады видеть вас на нашем сайте! Давайте вместе делать нашу газету лучше. Пишите, делитесь впечатлениями, сообщайте интересные новости. Оставайтесь с нами!
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Новости загрузка новостей...
Главная » 2013 » Май » 8 » К 68-летию Великой Победы. Бережем, как реликвию. * 8.05.2013 г. № 33 (9963)
К 68-летию Великой Победы. Бережем, как реликвию. * 8.05.2013 г. № 33 (9963)
13:02
Рукописный текст ветерана Великой Отечественной войны Сергея Ивановича Шагина с его воспоминаниями хранится у его дочери Елизаветы Сергеевны Буковской.
— Эту тетрадь с пожелтевшими страницами, исписанными каллиграфическим почерком моего дедушки, мы храним, как зеницу ока, — говорит внучка Сергея Ивановича Алла Гавриловна Самохвалова. — Дедушка и при жизни рассказывал, что пришлось испытать ему, всем офицерам и бойцам в то суровое для страны время. Его не стало. Но мы, его внуки и правнуки, перелистываем страницы и всякий раз убеждаемся в том, что наши предки сделали все, для нашей жизни под мирным небом.
Выдержки из записей Сергея Ивановича Шагина мы публикуем в сегодняшнем номере нашей газеты.
"Начало Великой Отечественной войны застало меня в с. Шаумян Туапсинского района. Там я работал районным инспектором государственной статистики ЦСУ СССР.
22 июня 1941 года был воскресеньем. Но председатель райисполкома Малхосьян пригласил всех работников к себе в кабинет, где мы прослушали по радио важное правительственное сообщение — о вероломном нападении фашистов на нашу страну без объявления войны. И, разумеется, о всеобщей мобилизации на защиту Отечества. Сразу же после этого многие из нас пошли в военкомат, ведь именно оттуда формировались бригады для отправки на фронт. В августе на фронт отправили и меня.
Сначала в Прохладненский 54 запасной полк. В июне 1942 года меня перенаправили командиром в 316 танковую дивизию 1077 стрелкового полка Первого Украинского фронта. С февраля 1944 года и до самой Победы воевал в стрелковом полку Четвертого Украинского фронта. Но и в день Победы война для меня не окончилась, до ноября 1945 года служил в Северной группе войск Рокоссовского.
Участвовал в обороне Кавказа, освобождении Украины, Польши, Венгрии, Чехословакии.

 Как мы отстояли Северный Кавказ
Да, война окончилась, но в памяти она сохранилась от первого дня до последнего. Жестокими были бои за Кавказ. Никогда не забыть, какими неравными были схватки под селом Шаумян, где я получил боевое крещение, оказавшись на линии фронта. На глазах гибли однополчане. Чудом оставшись в живых, вырвавшись из одного пекла, вверглись в другое. Да, нам пришлось в августе 1942-го под натиском врага отступать. Мы шли по родным дорогам и знакомым тропам, стараясь не обнаружить себя, но нанося фашистам урон. По пути нам встречались разбомбленные железнодорожные составы и обгоревшие тела наших железнодорожников. В жаркий знойный день мы оказались на вершине Кавказского перевала, у южного подножия села Шаумян. На наших глазах фашистские стервятники ожесточенно бомбили и расстреливали пулеметным огнем мирное население этого маленького населенного пункта, где жила моя семья.
Не помню, в каком состоянии я был, когда ворвался в это пекло. Помню только страшную картину. Кругом разрушения, завалы, воронки от бомб. В холодном поту метался среди этого хаоса в поисках жены и троих детишек. Ужас овладевал мною от пяток до корней волос. Ни среди руин, ни в блиндажах не находил никого из живых. Только к вечеру я обнаружил своих родных в одной  полузатопленной водой траншее. Там они скрывались от бомбежек и обстрела — не успели эвакуироваться. Спасая детей и себя, жена не успела одежонку прихватить. Несколько дней они прятались в этой траншее. Как же возненавидел я фашизм, который разрушил ход нашей жизни. Встрече с семьей был рад, отдал им свой солдатский паек, который, к счастью, был со мной. Мне надо было возвращаться к своим, а жене велел уходить вглубь лесов и гор. Самого младшего сына она взяла на руки, второго — усадила на плечи, а дочурка, которой шел четвертый годик, ухватилась за подол платья матери. Так среди ночи они вчетвером, спотыкаясь, скрылись в лесу.
Наше подразделение к этому времени заняло оборону на юго-западной окраине Шаумяна. Немцы со стороны востока стремились прорваться к портовому городу Туапсе. Они даже заняли позиции в Шаумяне. Но на этом их продвижение к югу было закрыто... От Шаумяна наши войска пошли в наступление. 

Оборона Киева
Несмотря на сплошные неудачи противник  ожесточенно сражался и пытался восстановить потерянное, наверстать упущенное. Так, в конце 1943 года, сосредоточив технику и живую силу, пытался устроить второй поход на Киев с тем, чтобы Новый 1944 год встретить в столице Украины. Нас после освобождения от фашистов Кубани и Северного Кавказа, направили на оборону Киева. Прибыв по назначению, мы заняли позиции на западной окраине и подготовились к бою, точнее, к отпору врага. Наше командование заранее разгадало замысел фашистов. Вначале противник бросил на нас свою  мощную авиацию. Но на подступах к Киеву наткнулся на не менее мощную нашу зенитную артиллерию. Беспрерывным огнем врагу был устроен надежный заслон. Ни одному фашистскому стервятнику не удалось просочиться вглубь нашей Родины. После атаки артиллеристов мы пошли в контрнаступление. Перед нами стояла задача освободить местечко Надворняя. Несколько раз нам пришлось менять позиции, чтобы выполнить боевую задачу. А наш ефрейтор Сыроваткин со своим ПТР забрался на высотку близ этого Надворного. Замаскировался там и наблюдал за происходящим. Он как предвидел, что именно с этой стороны могут появиться немецкие танки. Так и произошло. Два танка Сыроваткин точным ударом поджег, немцы, спасая себя, выскакивали из танков. Ружейно-пулеметным огнем мы уничтожили врага. Остальные немецкие танки повернули обратно. Но тут с ними начали "разговаривать"  наши  "сорокопятки" (пушки). Немцы-пехотинцы, следуемые за своими танками, кинулись наутек. Ну а мы, преследуя их огоньком, ворвались в Надворное...

Моравская Острава
Многим известен этот населенный пункт тем, что на подступах к нему на большом расстоянии были сооружены железобетонные укрепления и сооружения. Здесь в 1945 году продолжительное время шли ожесточенные бои с большими человеческими жертвами. И наши потери были велики...
Приближалось 1 Мая, по сводкам мы знали, война близится к завершению, но к Победе еще нужно было дойти, враг сопротивлялся. Вот в этой Моравской Остраве мы на своем пути и встретили заслон — доты с сооружениями, проволочные ограждения. Мощной авиабомбежкой и артподготовкой этот заслон был опрокинут, и мы пошли в наступление. К вечеру 1 Мая мы ворвались с криками: "Ура!" в Моравскую Остраву. Всю ночь вели в нем уличные бои. К утру фашисты освободили этот населенный пункт. А мы пошли дальше — на Прагу. Продвигались мы к столице Чехословакии восемь дней. Случались лишь некоторые незначительные стычки с фашистами. Хотя они нас и накрывали минометным огнем с разных высоток справа или слева, но мы успевали их заметить и давали достойный отпор. К полудню 8 мая мы вышли на большую поляну, окруженную лесом. Командование к нашему подходу подготовило в ее центре своеобразную трибуну из грузовых автомобилей с открытыми бортами. Был даже микрофон. Несколько генералов советской армии пригласили всех подойти ближе к трибуне. К этому времени подоспело очень много колонн из солдат всех родов войск, заполнив до отказа лесную поляну. Один из генералов, волнуясь, смог произнести только три слова: "Товарищи, война кончилась...". От этих трех слов мы окаменели, онемели. В недоумении стояли какое-то время. Придя в себя от нашего состояния, генерал сообщил, что несколько часов назад Германия подписала договор о капитуляции. На всех фронтах прекращен обстрел. Немецкая армия складывает оружие. Только после этого мы тоже пришли в себя, не дожидаясь ни от кого команды, мы все участники того митинга, если можно так назвать то мероприятие, выстрелили мощным залпом из всех видов оружия, какое было у нас в руках. Слезы непроизвольно текли из глаз каждого бойца. Их не скрывали ни офицеры, ни солдаты. От большой радости мы обнимались и целовались, поздравляя друг друга с Победой, Великой Победой.
В этот же день нас расквартировали по близлежащим населенным пунктам. Население Чехословакии приняло нас радушно. А договор о капитуляции Германии, видимо, не дошел до всех немцев, которые еще скрывались в лесах Чехословакии. Более того, нам стало понятно, что основные немецкие силы отошли на запад, оставив в своей обороне смертников. Они-то и оказывали нам вооруженное сопротивление. Но ненадолго их хватило. В считанные дни лесники-смертники были уничтожены.
На отдых нам дали месяц. А затем нас принял в состав Северной группы войск маршал К. К. Рокоссовский и направил  для прохождения службы в Восточную Пруссию. В ноябре 1945 года я вернулся домой...".
Это лишь несколько эпизодов, о которых Сергей Иванович Шагин написал в своем дневнике. До сегодняшних дней он не дожил. Но о боевом его пути знают не только его родные. Прочитав эти строки, многие поймут, какое серьезное испытание перенесли эти люди ради того, чтобы мы каждое утро встречали рассветы, провожали закаты...
Г. Русланова. 
Просмотров: 525 | Добавил: Sat | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 NITRON  
0
Я помню, люблю, и горжусь своим Дедом!!!(Шагин Дмитрий Леонидович)

Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 276
Советская Адыгея
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Новости загрузка новостей...
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz