Четверг, 28.03.2024
Дорогие земляки! Всегда рады видеть вас на нашем сайте! Давайте вместе делать нашу газету лучше. Пишите, делитесь впечатлениями, сообщайте интересные новости. Оставайтесь с нами!
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Новости загрузка новостей...
Главная » 2010 » Апрель » 17 » К 65-летию Великой Победы. 200 грамм овсяного киселя
К 65-летию Великой Победы. 200 грамм овсяного киселя
23:50
Каждое утро, а привыкла вставать с восходом солнца, Валентина Константиновна делает босиком 100 шагов вперед по тропинке в огороде и столько же назад. А после этого обливается холодной водой. И только потом приступает к своим каждодневным делам.
Казалось, что теперь их стало меньше — дети живут самостоятельной жизнью. Да нет же, неугомонная Валентина Константиновна себе покоя не дает. Хотя, в последнее время о ее здоровье беспокоятся и муж Мухарбий Адельгериевич, и дочки, и зятья. Да и врачи рекомендовали убавить пыл.
– Я прислушиваюсь к их советам, — говорит моя собеседница. — Сбавила немного темп жизни. В огороде нынче весной не делаю ничего. Пока дети малыми были, коров, бычков, поросят держали. Сейчас хозяйства нет никакого. Но пасеку оставила...
Она провела меня сразу на кухню.
– Знаешь, как у адыгов говорят: гость на порог — радость в дом. Сейчас мы с тобой пообедаем.
– Не время еще, — пытаюсь отговорить ее от этой затеи.
– Ты спорить со мной будешь?
Пока я с нею пререкалась, на столе уже появились пирожки, блинчики, курица отварная, картофель жареный. Свисток на чайнике известил, что вода вскипела. Заварен ароматный чай, выставлена пиала с медом.
– Валентина Константиновна, кому столько?
– Ешь, пока рот свеж. Мне теперь диета строгая прописана, придерживаюсь. Стараюсь придерживаться. А готовлю всегда много всего. Привычка, от которой, наверное, не отвыкну. Собственно, хоть и остались мы вдвоем с Мухарбием, но ведь редким бывает день, когда к нам никто не приезжает или не приходит...
Глядя на эту довольно привлекательную женщину, трудно представить, что она, как и все из ее поколения, вынесла на своих плечах фронтовую тяжесть. Война до Урала не дошла, но и там она коснулась каждой семьи. Валентине Константиновне в ту пору было всего лишь десять годков. Маму свою не помнит, она умерла, когда дочка была совсем малышкой. А детей в семье — четверо, Валя — самая младшая.
– Отца сразу на фронт забрали, — заметно, что ей трудно обо всем вспоминать, но и забыть из своего детства она ничего не может. — Вскорости и старший брат ушел на войну. Потом пришло известие, что он умер от ран в госпитале. Младший из братьев, Вовка, с двумя друзьями ушел добровольцем. В каком-то бою попали под обстрел, один друг без рук остался, второй — без ног. А Вовка наш после контузии оглох. Но это все потом уже было. В 42-м я осталась в нашем домике одна и ничего не знала о своих родных. Что делать, как жить? 11 лет всего. Простилась с детством навсегда. 
На Урале зимы суровые были. В доме стояла металлическая печка. Вечером, бывало, протоплю, возле нее спать ложилась. А утром встаешь, волосы отдираешь, примерзли к полу. Бабушка соседка подкармливала меня, а я ей помогала чем-нибудь, чтоб не нахлебницей быть. В деревне остались тогда только старики да малые дети. Подружками обзавелась, они постарше меня были года на два-три. Им возраст позволял пойти учиться в фабрично-заводских школах. Были в то время такие учебные заведения, в которых и школьным дисциплинам учили, и рабочим специальностям. Парней призывали по повесткам в ФЗО, обучали полгода и отправляли на фронт. А девчонок обучали в основном для работы на заводах в тылу...
Вот и поехала 12-летняя девочка Валя с подружками в г. Красноуфимск. Оставаться в деревне одной в четырех стенах родного дома резона не было. На Урале уже работали оборонные заводы. Всех девчонок приняли в ФЗО. А Валентину и ее подружку-тезку — нет. Подружку из-за зрения, а Валентине сказали: «Приходите к нам через два года». Более того, ее хотели отправить в детский дом.
– Не поеду я ни в какой детдом, ответила я тогда начальникам, — рассказывает Валентина Константиновна, — я не беспризорница, отец и братья на фронте, у меня есть дом, просто в деревне трудно прожить, хочу работать. Объяснила им, что у меня есть еще и старшая сестра, в Свердловске.
– Поехали мы, — продолжает моя собеседница, — в Свердловск. Адреса сестры не знала. Ни денег, ни еды. Подружке мама в дорогу давала крахмал. На вокзале был кипяток всегда. Вот мы крахмал (по грамульке делили) заливали кипятком и пили. Не знала я, как сестру Женю найти. Походим-походим, да и опять на вокзал возвращаемся. На нас обратила внимание работница вокзала. Расспросила нас, а помочь-то ничем не могла. Подсказала, что недалеко есть ремесленное училище. «Может вам повезет, устроитесь туда, а потом и сестру найдете», — сказала она. Октябрь, холодно, слякотно...
Подружка-то моя хорошо одета, а на мне пальтецо легкое, да обувка — что-то наподобие лаптей. Промерзла до костей, пока училище нашли. Но судьба и в этот раз отвернулась от меня. Валю приняли, а меня — нет. Не подошла по возрасту. Села у дверей и сказала: «Никуда не пойду». Вале сразу выдали форму, ботиночки теплые. Принесла она мне хлебушка. На меня как нахлынули слезы, реву, не могу остановиться. От обиды, от безысходности. Но сама себе решила, что никуда не пойду, не поеду. Подошел ко мне завуч, повел к директору. Спасло меня, что я рослая была, крепкая физически. Приняли меня. В нашей группе было 29 человек. В общежитии стояли трехярусные кровати. Кормили неплохо. По шесть часов в день мы учились, а по шесть часов работали на заводе, он рядышком с училищем был. Под открытым небом крутились станки. Это был 43-й год. Тогда я не соображала, позже поняла, что уже серийный выпуск «Катюш» начался. Своим детским умом поняла, что фронту без тыла не обойтись. До нас доходили сводки, о том, как героически сражаются наши бойцы. Нам, малолеткам, трудно здесь, а им под пулями, каково? И поэтому мы старались, чтобы наша продукция быстрее шла на фронт. Нас никто никогда не подгонял, только собственное сознание. И сейчас горжусь: какое было наше поколение! Одному не перестаю удивляться: откуда силы брались? Ладно у нас, у молодых, а у стариков?
Авторское отступление. Училась Валентина на «отлично», выпустилась токарем пятого разряда (на снимке из семейного альбома. В. К. Вакажева справа). Комсомольской активисткой была, спортом увлекалась. Портрет ее до сих пор в училище на Доске почета висит. Там, в училище, ей давали усиленное дополнительное питание — к обеду 200 г овсяного киселя. В качестве стимула, за хорошую учебу, да и на работе она преуспевала.
– Сколько лет прошло, а перед глазами частенько проплывают картины военного детства. Приходим в цех после занятий, то у одного станка старик умерший сидит, у другого — старушка, — грустью заполняются глаза Валентины Константиновны. — Да и нам, молодым, доставалось, особенно девчонкам. Токарные станки запускались от ленточного привода. Мы работали в косынках и косы пришлось остричь. Бывало, не заметит кто, что локон из-под косынки выпал, так приводом и срывало клок волос. Потом нам береты сшили. Из-под такого уголовного убора локоны не выпадали. Работать стало безопаснее. На заводе вскорости открылась вторая линия — по выпуску противотанковых гранат. Нас из станочного цеха перевели на конвейер. Мне 14 лет уже было, подружкам по 16-18. И нам доверяли «нянчить» снаряды, проверять, чтобы на поверхности не было никакой царапинки. Страха, что она может разорваться, у нас даже не возникало. Исполняли свое дело исправно, не отставали от опытных работников. Потом меня и еще одну девочку взяли в центральную измерительную лабораторию. Мы проверяли точность измерительных приборов, а военпреды этими приборами проверяли военную продукцию. Ошибись я на микрон, все могло прахом полететь. Дисциплина военного времени соблюдалась, охрана была, но хватало и диверсантов. Хоть и тыл был. Находили этих подрывников, наказывали шпану продажную, иными словами таких людей не назовешь.
Но, как бы там ни было, Победы наш народ дождался. Как мы радовались, когда эта благая весть дошла до нас. Подпрыгивали чуть ли не до потолка, обнимались, смеялись и плакали. Общежитское начальство еле утихомирило нас.
Помню, в 44-м привезли к нам эвакуированных детей из Ленинграда. И нам нелегко жилось. Но, надо сказать, что войны мы там, в Свердловске, в ремесленном училище, не чувствовали, потому что не голодали. А на этих истощенных, слабых мальчишек и девчонок страшно было смотреть. Они нуждались в восстановлении физических сил. Да и душевное состояние требовало поддержки. Мы окружили их вниманием. Они были замкнутыми, молчаливыми. Растопить их сердца можно было только заботой. Наши воспитатели делали все, чтобы ленинградцы чувствовали себя как в родной семье. Потом уж по истечении какого-то времени мы узнали от них, как их преследовали страшные тени пожарищ, бомбежки. Нашей доброты хватило для того, чтобы эти мальчишки и девчонки по другому начали смотреть на жизнь, чтобы не очерствели их души и сердца.
Вспоминаю те годы и думаю, почему сейчас, в наши дни люди проявляют много злобы, агрессии. Земля наша кровью и потом пролита, лихолетье объединяло наши судьбы. Почему же сейчас, когда все живут в достатке, стало мало добра? Никак в толк не возьму. Выстояли. Победили На паек нам в войну выдавали хлеба по 200 граммов. Мы шли сдавать кровь, чтобы получать дополнительных 200 граммов хлеба. Его можно было продать и купить себе еще что-то из продуктов или лакомство какое. Сейчас же никто не испытывает такой нужды. Наше поколение много чего вынесло на своих плечах. Но все пережили. Выстояли. Победили. Значит все должны жить в мире, согласии, уважать друг друга.
Авторское отступление. После Победы военный завод перестроился на выпуск другой продукции. При заводе началось строительство учебно-производственного предприятия для инвалидов по зрению, для их трудоустройства, домов для проживания. Валентине Константиновне и еще нескольким работникам завода поручили выявить инвалидов по зрению по всей округе. Большинство из них занимались попрошайничеством. Бывало, привезут группу слепых, устроят их на жилье, а они через день-другой, прихватив казенное постельное белье, одеяла, подушки, сбегали. Сколько требовалось терпения, чтобы внушить этим людям, что они могут приносить пользу обществу, зарабатывать самостоятельно деньги, обустраивать свое жилье. Создалось-таки в городе общество слепых. И Валентине предложили должность мастера в УПП. А вскорости в ее судьбе произошли очередные изменения. Неожиданно для нее самой на общем собрании пятитысячного заводского коллектива выбрали заведующей столовой.
– Я попыталась самоотвод взять, мотивируя тем, что не приучена к поварскому делу, не мое это. Ничего, сказали мне, справишься. За токарным станком преуспевала, а уж умелицей на кухне несложно стать.
Авторское отступление. После войны Валентина нашла свою старшую сестру Евгению. Тогда и узнала, какое тяжкое горе пережила она. Евгения работала в Свердловске водителем. В войну ее призвали в армию. На грузовом автомобиле с уральских заводов доставляла фронту военную продукцию. А двое ее малых детишек оставались со свекровью. Рейсы Евгения делала дальние — до Москвы. Вернувшись однажды из такой поездки, обнаружила всех троих замороженными... Потом-то у нее была другая семья, родилось двое сыновей, но Евгения тяжело болела и племянников взяла на воспитание Валентина.
Больше сорока лет живет В. К. Вакажева в ст. Гиагинской. Приехала сюда с малыми четырьмя дочками и двумя племянниками. Встретила на своем пути человека, с которым счастлива, который не спал, если кто-то из детей болел, тревожился за их судьбы. А сейчас его главной заботой стала неугомонная жена, пережившая в грозовые 40-е радость встреч и боль потерь. Ее отец родился в большой семье. Их было 19 братьев и две сестры. Валентина Константиновна мало, что знает о их судьбе. С войны вернулись живыми только ее отец и два его брата. Отец умер рано. Работал на лесозаготовках, заболел, болезнь и сожгла его. Позже не стало Гриши и Федора. С Уралом В. К. Вакажеву связывают только воспоминания о тяжелом военном детстве...
Великая Отечественная война не должна быть забыта не только для того в назидание потомству, но и чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли веру в себя, в свои силы...
Г. ШОВГЕНОВА.
Просмотров: 519 | Добавил: Sat | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 276
Советская Адыгея
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Новости загрузка новостей...
    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz