Никогда так остро, как сегодня, не стоял вопрос об оздоровительных возможностях занятий по физическому воспитанию дошкольников. Объясняется это не только простым интересом к выяснению потенциальных возможностей детского организма. Многочисленные исследования доказали особую роль движений для жизнедеятельности организма, совершенствования основных его функций. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем крепче его здоровье, тем гармоничнее его физическое и эмоциональное развитие. Прослеживается и обратная связь: благоприятная психологическая атмосфера в группе оказывает благотворное влияние на физическое развитие ребёнка. Именно этому вопросу взаимосвязи психологического климата и физического воспитания в условиях дошкольного учреждения был посвящён постоянно действующий семинар по здоровьесберегающим технологиям района (координаторы — И. В. Дутова, ведущий специалист; Е. В. Шепотько, главный специалист УО МО "Гиагинский рай-он"), проведённый 20 июня педагогами МБДОУ "Ромашка" для воспитателей района. На этом мероприятии обсуждались теоретические основы, были представлены методические рекомендации, продемонстрированы практические разработки на тему влияния психологической атмосферы на достижение целей и задач физического воспитания дошкольника. Об актуальности проблемы психологического здоровья на современном этапе и условиях, способствующих созданию психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психоло-гического здоровья ребенка рассказала В. А. Рычкова (педагог-психолог МБДОУ "Ромашка"). Педагогам был предоставлен диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка, включающий в себя четыре методики: интерпретация рисун-ков детей "Я в детском саду", цветовая диагностика "Домики", тест на эмоциональное отношение, опросник для воспитателей "Атмосфера в моей группе". Также даны рекомендации о создании условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду. Особое внимание было уделено вопросу психологического комфорта педагогов. Виктория Александровна провела для коллег комплекс упражнений, способствующих повышению энергетического потенциала. Организацию физического воспитания дошкольников в ДОУ осветила Н. И. Балашова (инструктор физвоспитания МБДОУ "Ромашка"). Она рассказала о том, какие условия созданы в детском саду для реализации потребности детей в движении, для полноценного фи-зического развития дошкольников. Наталья Ивановна отметила, что на улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в ДОУ, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Несомненно, кроме сознательного целенаправленного физического воспитания, осуществляемого в дошкольном учреждении, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, потому как из всех факторов социализации самым важным и значительным была и остается родительская семья. Именно семья является для каждого ребёнка непререкаемым авторитетом. Подробнее на вопросе взаимодействия ДОУ с семьей в физическом развитии дошкольников остановилась С. А. Грызлова (воспитатель МБДОУ "Ромашка"). Светлана Алексеевна поделилась информацией по использованию разнообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников: анкетирование, творческие гостиные, беседы, групповые и индивидуальные консультации, информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских и совместных с родителями и педагогами работ, конкурсы, фоторепортажи "Хороши спортсмены-малыши", совместные физкультурные праздники, развлечения и занятия родителей с детьми, гимнастические вечера, фотосессии детей, выполняющих различные физические упражнения. Своим коллегам Светлана Алексеевна предоставила также образец анкеты для родителей "Закаливание в семье" и один из вариантов рекомендаций для информационного стенда. Выступление старшего воспитателя МБДОУ "Ромашка" Е. И. Овчинниковой было посвящено влиянию эмоционального состояния дошкольника на физическое здоровье и развитие. Среди разнообразных форм и методов обеспечения эмоционального благополучия детей в условиях ДОУ Елена Ивановна особое значение придала такой нетрадиционной форме, как эмоциональная гимнастика "Утренний круг", которая помогает воспитателю настроить всю группу, как единый музыкальный инструмент, т. е. создать атмосферу доброжелатель-ности. "Утренний круг" проводится в часы утренней гимнастики и успешно заменяет её, так как в комплексе предусмотрены ритмические и психофизические упражнения. Структура эмоциональной гимнастики построена таким образом, чтобы дети, придя утром в детский сад, почувствовали себя свободно и комфортно, получили заряд положительных эмоций. Наглядным примером такой гимнастики явился "Утренний круг", который провела с детьми второй младшей группы воспитатель МБДОУ "Ромашка" И. С. Баранова. При составлении сценария воспитатель использовала материалы программы и репертуар детских изданий. Ирина Сергеевна предложила ребятам "разбудить" Солнышко звонкими колокольчиками. Малыши играли с ласковым солнечным лучиком, с удовольствием выполняли упражнения на потягивание, "прогоняли" тучки шумными маракасами. По душе пришлись подвижные игры "Карусель" и "Сороконожка". Открытость, искренность, заинтересованность Ирины Сергеевны создали атмосферу доброжелательности и защищённости, настроили малышей на позитивный лад. В заключение программы семинара выступила О. В. Клепальченко (методист МК УО "Районный методический кабинет"). Оксана Вячеславовна познакомила педагогов с интересными разработками периодического издания "Старший воспитатель" по теме физического воспитания дошкольников. Подобные семинары по актуальным проблемам и вопросам дошкольного воспитания уже давно вошли в практику методической ра-боты. Эта форма взаимодействия воспитателей, специалистов, методистов является высокоэффективной в решении целого ряда проблем: педагоги знакомятся с современными исследованиями в области воспитания и обучения детей, обеспечивается возможность практического использования теоретических знаний, происходит непосредственный обмен опыта участниками, рассматриваются варианты решения тех или иных проблем. В. Рычкова. Педагог-психолог МБДОУ "Ромашка". |