Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между ступенями образования. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д. Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность двух "формаций" эпохи детства — дошкольного и школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира — дошкольного и школьного образования.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности играет координация взаимодействия между педагогическим коллективом дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников. Наша образовательная организация взаимодействует с МБОУ СОШ №7, в которую поступают воспитанники нашего детского сада.
Ежегодно нами разрабатывается план взаимодействия детского сада и школы с целью создания системы непрерывного развивающего образования детей, направленного на воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
В нашем детском саду реализуются следующие формы преемственности:
— Будущие первоклашки совершают экскурсию в школу. Дети знакомятся со зданием школы, учебными классами, физкультурным залом, библиотекой. Имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Эти встречи оставляют радостные впечатления у детей.
— Организуются родительские собрания с приглашением учителя начальных классов, психолога, администрации МБОУ СОШ № 7.
— В День дошкольного работника первоклассники со своим учителем приходят в детский сад с поздравлениями для сотрудников.
— Бывшие воспитанники детского сада активные участники утренников и развлечений, проводимых в ДОО.
Цель осуществления преемственности достигается на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания.
Недавно гостями нашего детского сада были ученики 5 и 9 классов вместе со своими классными руководителями Н. И. Власовой и Е. В. Нагибиной.
Цель визита бывших воспитанников детского сада — знакомство с творчеством известного русского баснописца И. А. Крылова. Ведущие мероприятия Юля Соловьёва и Данил Оленич сопровождали своё выступление мультимедийной презентацией, на слайдах которой были изображены портрет И. А. Крылова и иллюстрации к его басням. Дошкольники знают, что басни — это литературный жанр, с ними они знакомятся по программе дошкольного образования, начиная со среднего возраста. Поэтому с большим интересом они смотрели инсценировку басен "Лисица и виноград", "Кот и повар", "Волк и лисица". Роли исполнили Таня Остапенко, Рустем Куанов, Артём Дорошенко, Лиза Полина и Алёна Винникова. Озвучивали постановку Вова Дегтярёв, Данилл Сойнов и Аня Боженко. Выступление сопровождалось благодарными аплодисментами детей и коллектива детского сада. Школьники пообещали прийти к дошколятам снова, а детсадовцы — прочитать басни И. А. Крылова.
Такие встречи сближают детей двух периодов детства. Школьники с улыбкой на лице вспомнили годы, проведённые в детском саду, заглянули в свою родную группу. А наши малыши убедились, что школьная жизнь такая же яркая и интересная, как в детском саду, что в скором будущем они будут такими же учениками.
Н. Прохода.
Старший воспитатель МБДОО № 9 "Дюймовочка" п. Нового. |