Что общего между речью ребенка и кистями рук? На первый взгляд, ничего. Однако ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к речевой зоне дают основания рассматривать кисть руки как «орган речи».
Следовательно, чтобы научить ребенка говорить, нужно тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или моторику. Эти занятия помогут формированию высших свойств сознания: мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти.
Мой профессиональный опыт и исследования ученых говорят о том, что активную тренировку пальцев рук нужно начинать с восьмимесячного возраста. Я советую родителям делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные предметы, позже более мелкие: бусины, пуговицы, крупы. Можно это совместить с творчеством. Например, выкладывать различные рисунки. Начинать лучше с простых геометрических фигур: квадрата, треугольника, ромба, постепенно усложняя узор. Из спичек и ватных палочек хорошо получаются звезды, ежики, машинки, елочки.
Родителям нужно самим показать свою заинтересованность, тогда и малыш с удовольствием будет все повторять. Пуговицы, нанизанные на жесткую и прочную леску, могут стать отличным обучающим «оборудованием», по которому ребенок сможет изучать форму, цвет, счет. Мои наблюдения показывают, что маленьким детям очень нравится откручивать и закручивать пробки на бутылках. Дайте своему ребенку эти предметы, и не менее получаса он будет занят.
Для развивающих занятий не обязательно покупать специальные дорогие игрушки. Родители могут использовать подручные материалы: крупы, соль, природный материал. Назначение пуговиц, крючков, молний, завязок, пряжек нужно показывать на настоящей одежде, давая малышу возможность одеваться самому. С помощью бумаги, газет, журналов можно научить малыша вырезать, делать объемные фигурки.
Не ограничивайте ребенка, давайте ему возможность активно двигаться по квартире. Ведь он лезет везде не из вредности — он реализует заложенный в нем огромный творческий потенциал. Организуйте детское пространство так, чтобы не было опасных предметов, и тогда творческой активности малыша будет иметь огромный простор.
Е. Тарасенко.
Воспитатель МДОУ «Радуга». |