Ему предшествует Крещенский сочельник – канун Богоявления. Это день строгого поста — голодная кутья; ели постную кашу и овощи.
В тверских краях в Крещенский сочельник пекли сочни с ягодами. В других губерниях готовили пресные тонкие лепешки на конопляном масле, большей частью — ячневые, пекли блины, медовые оладьи да постные пироги с горохом, картофелем, кашей. У калужских крестьян был свой способ приготовления сочива: сырой ячмень толкли, приправляли медом и парили в печке в закрытой посуде.
По словам Иоанна Златоуста, Христос стал известным для всех не тогда, когда родился, а когда крестился. В этот день и произошло «Явление Христа народу». Иисус Христос крестился, когда ему было 30 лет, на реке Иордан при Вифаре в царствование римского императора Тиберия. По совершении крещения, когда Иисус выходил из воды, вдруг разверзлись над ним небеса, и Иоан Предтеча, только что покрестивший Спасителя, увидел Духа Божия и услышал голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». При крещении миряне впервые могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не только человек, но вместе с тем и Бог.
Христос был безгрешен, но он принял крещение для того, чтобы собственным примером освятить обряд, который благодаря Его искупительным заслугам впоследствии получил значение таинства и сделался не только знаком покаяния и очищения, но и действительным очищением людей от первородного греха. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет».
Таинство крещения — это источник нашей духовной жизни, очищение духа нашего. В этот день все крещеные – именинники. Ибо отныне дан им Ангел-Хранитель. Праздник Богоявления совершался в допетровской Москве с византийским великолепием и торжественностью. В службе участвовал сам Патриарх при непременном присутствии царя и двора. Литургия проходила в Успенском соборе, который представлял собой в тот день дивное, сказочное зрелище. Освятив воду, Патриарх раздавал ее народу, причащал царя, бояр и всех присутствующих. За причащением следовало благословение крестом и окропление святой водой.
Всю неделю после начала праздника, как и встарь, можно прийти в храм и взять воду святую — окропить ею жилище, болящих, самого себя. Вода смоет усталость, ожесточение, сомнения, страх, смоет грехи кающихся в них. Перед водой Иордана бессилен оккультизм, так называемые порчи, сглазы и прочее бесовство. По мысли церкви, целый год вода эта будет оружием против зла. |